Россия может стать жертвой американо-китайской сделки

Анатолий Комраков

Китай обязался увеличить импорт американских товаров на      200 млрд долл. И это значит, что другие торговые партнеры Китая будут вынуждены сократить свой экспорт в Китай на такую же сумму. В числе пострадавших может оказаться и Россия. Ведь Китай будет вынужден отказываться от российского экспорта в пользу американского.

В Европе продолжают детально анализировать первую фазу подписанного властями США и Китая торгового соглашения. И даже объявленные рамочные условия этой сделки заставляют аналитиков резко критиковать документ. Эксперты согласны, что американо-китайская сделка важна для мировой экономики в целом, потому что обеспечивает перемирие между двумя крупнейшими экономиками мира. Американские эксперты, такие как Скотт Макдоналд из института CSIS, даже говорят, что это «чистый позитив» для Европы и Латинской Америки, которые оказались заложниками конфликта. Однако комментарии из той же Европы куда более пессимистичные.

Уже в день подписания сделки глава Европейской торговой палаты в Китае Йорг Вуттке заявил, что «список покупок», в соответствии с которым Китай должен будет закупать американские товары, неприемлем (см. «НГ» от 15.01.20). Примером протекционизма и «регулируемой торговли» назвал сделку глава управления Евросоюза по торговле Фил Хоган. По его мнению, она может нарушать правила Всемирной торговой организации (ВТО).

Европе срочно нужен третейский судья – ВТО, однако он дышит на ладан, пишет бельгийская L’Echo. По ее мнению, имя проигравшего от американо-китайской сделки – Европа. Процесс наверстывания (поставок из США. – «НГ») возможен лишь за счет других поставщиков Китая, прежде всего – Европы, которая является его важнейшим торговым партнером, пишет газета. На днях деловые ассоциации ЕС, Японии и США впервые проявили совместную инициативу и опубликовали заявление, в котором указали на срочную необходимость вернуть ВТО к жизни. И это необходимо сделать во что бы то ни стало, иначе в один прекрасный день Европа будет вынуждена сама выйти на ринг. Пока же ЕС лишь ищет в шкафу свои бойцовские перчатки, заключает издание.

Тот факт, что Вашингтон изменил свое мнение о вмешательстве правительства Китая в дела бизнеса, должен заставить ЕС насторожиться – с таким советом на страницах французской Le Monde выступает эксперт по Китаю Жан-Франсуа Дуфур.

«США смирились с тем, что указания китайского правительства имеют решающее значение для закупок промышленных товаров. То есть администрация США перестала настаивать на необходимости реформирования китайской системы, искажающей свободную конкуренцию, а фактически легализует эту систему – покуда это отвечает американским интересам. Поэтому Евросоюз должен принять к сведению новую реальность: США отказались от цели добиться реформирования экономической системы Китая – и вместо этого в области конкуренции отвечают на подобное подобным. На этом фоне нельзя продолжать придерживаться наивного курса на свободную торговлю», – пишет издание.

Европе не стоит стремиться к сделке а-ля Трамп, считает немецкая Tagesspiegel. «США показали другим промышленным странам Запада, которые также стонут от нечестной торговой практики Китая, что Китаю можно очертить границы допустимого. Но целью должно стать побуждение Китая придерживаться правил честной свободной торговли. От этого выиграли бы все».

Национальное бюро экономических исследований приводит данные, согласно которым мировая экономика потеряла за время конфликта двух стран 700 млрд долл. Эксперты «НГ» уверяют, что от нового соглашения США и КНР также будут потери. Могут сократиться и экспортные поставки некоторой продукции из РФ, хотя у российских энергоносителей больше надежд на стабильные объемы. Рост экономики Поднебесной, остающийся на уровне выше 6%, дает надежду, что места хватит многим.

«Для России и вообще всех развивающихся стран, в том числе и имеющих тесные торговые отношения с Китаем, реализацию торговой сделки с США можно считать позитивом, – сказал «НГ» начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. – Договоренности о дополнительных закупках Китаем товаров из США, в том числе углеводородного сырья, никак не помешают отношениям с Россией, поскольку российские сырьевые товары могут быть более выгодными».

Эксперт полагает, что потенциально от этого соглашения могут пострадать страны, которые поставляют много сельхозпродукции в КНР: Вьетнам, Бразилия, европейские страны. «Масштаб не такой, чтобы говорить о каком-то переделе глобального рынка. Безусловным бенефициаром сделки являются США, поскольку у их внутренних производителей появляется серьезный стимул наращивания экспортных производств. Но серьезных негативных сценариев для других стран, имеющих тесные торговые отношения с Китаем, я не вижу», – говорит Авакян.

«По нашим прогнозам, товарооборот России и ЕС с Китаем будет продолжать расти, а американские поставки в КНР станут дополнением, а не замещением», – отмечает президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич. По его мнению, США и Китай на фоне торговых войн нарушают нормы ВТО и другие международные договоренности, тем самым дискредитируют себя перед другими странами и международными организациями.

«Наращивание поставок США углеводородов в Китай никак не означает, что Европа и Россия окажутся в числе аутсайдеров на рынке Поднебесной. Во-первых, на поставку углеводородов заключаются, как правило, крупные и долгосрочные контракты, – например, «Газпром», согласно сделке, будет поставлять газ по «Силе Сибири» 30 лет, сумма сделки оценивается в          400 млрд долл., и расторжение подобных контрактов повлечет огромные штрафы. Во-вторых, на данный момент спрос в Китае на нефть и газ растет, и США даже в случае взаимных обязательств по покупке в полной мере не смогут удовлетворить весь потребительский потенциал КНР, поэтому рынок Европы и России так и останется поставщиком сырья».

Помимо энергоресурсов и сырья в Китай активно импортируется сельхозпродукция из России и точное оборудование из Европы. «Здесь также нельзя говорить, что США способны полностью удовлетворить спрос, так как аппетиты Китая возрастают с каждым годом. Снятие ограничений для России на поставку говядины в КНР – яркий тому пример», – говорит эксперт.

Вместе с тем, говоря о странах ЕС, эксперт отмечает, что в зоне риска прежде всего может оказаться Германия, которая является крупным поставщиком машинного оборудования и энергоресурсов. «В 2018 году товарооборот Германии и КНР составил рекордные 183 млрд долл., а основными продуктами, экспортируемыми из ФРГ, стали технологии и энергетика. Крупной страной – поставщиком нефти является Великобритания, но она с каждым годом снижает количество сделок с Китаем: в 2018 году товарооборот составил 87 млрд, что на 22 млрд меньше, чем годом ранее», – отмечает Манкевич. Но у некоторых экспертов уровень пессимизма относительно перспектив поставок из РФ и других стран в Поднебесную на фоне растущих аппетитов США все же проявляется заметнее. В частности, есть опасения, что из-за американских энергоносителей будет недозагружена «Сила Сибири».

«По итогам подписания первой фазы торгового соглашения Китай обязуется увеличить импорт из США на 70% (по сравнению с 2017-м, когда сумма американских поставок в КНР составила 130 млрд долл.). Разумеется, такие повышенные обязательства КНР перед США приведут к сокращению поставок из других стран, хотя Министерство экономики Китая заявляет, что этого не будет», – сказал «НГ» руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

По его мнению, Россия вполне может потерять долю экспорта нефти в Китай не только из-за поставок американских энергоносителей, а еще из-за сокращения спроса на нефть в КНР. «Кроме того, подписание соглашения приведет к сокращению закупок в РФ соевых бобов (их объем увеличился в 10 раз за последние 4 года), а также зерновых и масличных культур.

Эксперт считает, что «Силы Сибири» заключенное соглашение не коснется, так как трубопровод соответствует планам Китая по диверсификации поставок энергоносителей. «А вот объем загрузки трубопровода вызывает опасения, так как США намерены увеличивать поставки СПГ в КНР, и Китай в этом заинтересован (и намерен строить дополнительные терминалы), – говорит Деев. – Можно сказать, что китайский рынок СПГ для российских поставщиков закрыт, а в перспективе стоит ожидать сложных переговоров с КНР по ценообразованию на российский трубопроводный газ».

Независимая газета. 20.01.2020

Читайте также: