Лукашенко продумывает энергетическую стратегию
Антон Ходасевич
Президент Белоруссии Александр Лукашенко провел закрытое правительственное совещание, на котором в том числе рассматривались вопросы импорта нефти. Согласно официальной информации, переговоры с Россией на эту тему будут продолжены. Тем временем стали известны подробности белорусского налогового маневра в нефтяной сфере.
О том, что на закрытом совещании Александр Лукашенко в числе других обсуждал и вопросы поставок нефти в страну, сообщил Telegram-канал президентской пресс-службы. Днем ранее Министерство торговли и антимонопольного регулирования Белоруссии проинформировало, что переговоры по транзитным тарифам на транспортировку нефти будут продолжены, поскольку пока стороны не пришли к консенсусу.
Белорусское предложение повысить тарифы не только на размер инфляции, но и включить в них прошлогодние потери от снижения объемов прокачки поддержки у российской стороны не нашло. По информации источников, близких к переговорному процессу, повышение должно составить 16,6%. Крайний срок для урегулирования ситуации, который называется сторонами, 1 февраля.
Тем временем 14 января был опубликован ранее анонсированный пресс-службой Лукашенко указ №9 «О налогообложении». Как писала «НГ» (см. номер от 13.01.20), указ, появившийся в разгар нефтяного конфликта с Россией, повышает налог на прибыль для компаний, занимающихся транспортировкой нефти, с нынешней общеустановленной ставки в 18 до 50%, а также вводит экологический налог для таких компаний. Согласно указу, сумма налога будет исчисляться исходя из ставки 35 белорусских копеек (около 0,17 долл.) за перемещение 1 т нефти и (или) нефтепродуктов на 100 км. «Сумма экологического налога исчисляется путем деления произведения налоговой базы и ставки экологического налога на 100», – говорится в документе.
Местные наблюдатели в ожидании разъяснений предположили, что подготовленный указ призван повысить стоимость транзита для российских компаний, однако все тот же Telegram-канал пресс-службы белорусского президента уточнил, что «транзитом нефти через территорию Беларуси занимается «Гомельтранснефть Дружба». «Белорусская компания. То есть не российская! И экологический налог – это решение Беларуси для белорусской компании. Как и налоговый маневр, скажем, решение России для российских компаний», – уточняет пресс-служба.
Аналогия с российским налоговым маневром дает экспертам основания полагать, что не все так однозначно с плательщиками. Ведь российский налоговый маневр создал проблемы не российским компаниям, а белорусским. Telegram-канал намекает на некую интригу с введением экологического налога. «А вот для чего этот налог вводится – это интереснее», – говорится в сообщении и уточняется, что «пока правильных версий в Сети не замечено».
Впрочем, во вторник Минфин Белоруссии пояснил, что введение экологического налога все же коснется российских компаний, поскольку кроме «Гомельтранснефть Дружба» транспортировкой нефти и нефтепродуктов по нефтепроводам занимается компания «Запад Транснефтепродукт» – дочернее предприятие российской «Транснефти». Кроме того, эксперты не исключают, что рост затрат белорусского транзитера от введения нового налога станет аргументом в переговорах о повышении транзитного тарифа. По расчетам Минфина, новые налоги принесут бюджету около 100 млн долл. Однако там исключают связь между нефтяным конфликтом с Россией и введением новых налогов.
Местные аналитики полагают, что в нынешней ситуации экономические аргументы, какими бы обоснованными они ни были, не имеют большого значения для исхода переговоров. В основе конфликта вовсе не экономика, а политика, полагают эксперты в Минске. Российское руководство просто использует нефть как фактор давления на власти Белоруссии с целью принуждения к «углублению интеграции». И в том числе поэтому – для уменьшения влияния России – Белоруссия, как сообщил первый вице-премьер Дмитрий Крутой, разослала предложения о закупке нефти Казахстану, Азербайджану, Украине, Польше и странам Балтии.
Напомним, что не только не согласованы ставки транзита, но и не подписаны контракты на поставку нефти на белорусские НПЗ, в результате чего те работают с минимальной нагрузкой, а экспорт нефтепродуктов и белорусской нефти и вовсе приостановлен, чтобы не создавать дефицита на внутреннем рынке. В январе о готовности поставить Белоруссии 650 млн т нефти заявили в компаниях, подконтрольных Михаилу Гуцериеву. Однако это лишь половина стандартного объема поставок.
Фактор политических мотивов подтверждает информация, обнародованная российскими СМИ о том, что поставлять нефть в Белоруссию компаниям не рекомендовали в Кремле. Российские власти, в свою очередь, утверждают, что нефтяные компании самостоятельны в принятии решений о том, с кем им работать. Таким образом, круг замыкается.
В результате действий России на нефтяном фронте Белоруссия потеряла возможность зарабатывать на нефтепереработке, лишившись 10% доходов бюджета. При этом поставка 650 млн т все же позволит закрыть потребности внутреннего рынка. Российские власти не ставят цели дестабилизировать ситуацию в Белоруссии, а лишь хотят лишить ее прежних энергетических дотаций и склонить тем самым к более глубокой интеграции, под которой в Кремле понимают объединение в единое государство, полагают эксперты.
Независимая газета. 14.01.2020