«Большая Евразия»: возможности сотрудничества ЕАЭС и КНР

Участники дискуссии «Новый геополитический контур в Евразии: сопряжение китайской инициативы «Один пояс – один путь» и концепции развития ЕАЭС» на XI Гайдаровском форуме обсудили основные риски и возможности, которые дает создание единого евразийского пространства.

Инициатива «Один пояс – один путь» сформировалась в Китае около пяти лет назад. Как заявлял председатель КНР Си Цзиньпин, проект строился на принципах политического общения, инфраструктурной взаимосвязанности, беспрепятственной торговли, финансирования и связи между народами стран, которые входят в него.

Спикеры из России, Китая, Киргизии, Казахстана и Таджикистана обсудили на сессии, как китайская инициатива может сопрягаться с развитием ЕАЭС, влияя на обеспечение региональной безопасности, а также – какие механизмы углубления торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия между странами ШОС и ЕАЭС являются сегодня наиболее перспективными. Кроме того, в повестку вошли вопросы повышения эффективности реализации совместных проектов в сферах науки и образования.

Модератором дискуссии выступил начальник секретариата Центра обмена и сотрудничества при Комиссии по юридическим услугам для ШОС Цзян Сыюань. Он обозначил один из главных принципов работы межнациональных организаций: «Идеальная картина получается, когда между участниками нет разногласий. Для этого нужно заранее установить правила сотрудничества. Также стоит понимать, что разногласия и споры могут быть не только по юридическим вопросам, но и из-за разницы культур».

Директор Департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии Антон Кудасов отметил, что в пользу эффективной реализации инициативы «Один пояс – один путь» говорит то, что у ЕАЭС и КНР уже есть соглашение в сфере международной торговли. Правда, пока оно не дает преференций участникам международной экономической деятельности, отметил эксперт. «Но ЕАЭС готов двигаться дальше. Несколько дней назад председатель Высшего экономического совета, президент Белоруссии Александр Лукашенко дал конкретные предложения по продвижению либерализации режима торговли между ЕАЭС и Китаем. Мы в Евразийской комиссии рассчитываем, что это будет позитивно воспринято лидерами правительств других стран и они готовы к такой работе».

Председатель Управляющего комитета Регионального хаба в сфере государственной службы в Казахстане Алихан Байменов подчеркнул, что инициатива «Один пояс – один путь» в целом совпадает с началом реализации целей устойчивого развития, принятых Генеральной Ассамблеей ООН. Таким образом, ее сопряжение с работой ЕАЭС может дать синергетический эффект для экономик государств: «Получается огромный вклад в создание инфраструктурных возможностей реализации целей устойчивого развития до 2030 года. Также важно, когда предпринимаются попытки сопрягать с китайской инициативой региональные интеграционные инициативы, региональные и национальные инфраструктурные проекты».

Проректор, директор Института финансов и устойчивого развития РАНХиГС Андрей Марголин рассказал, что китайскую инициативу позитивно оценил Всемирный банк: «Согласно прогнозу, благодаря ее развитию из абсолютной нищеты в странах-участниках будет выведено 7,6 миллиона человек, 32 миллиона избавятся от бедности, а внешнеторговый оборот вырастет на 2,8–9,7%. Объем всемирной торговли поднимется на 1,7–6,2%, доходы населения увеличатся на 0,7–2,9%».

Участники дискуссии также отметили, что сопряжение с инициативой «Один пояс – один путь» позволит говорить о «Большой Евразии». В этом контексте приобретает особое значение Северный морской путь, который может стать частью глобального евразийского проекта и приносить колоссальную экономическую пользу.

Gaidarforum.ru. 15.01.2020

Читайте также: