Россия и Белоруссия: новый формат интеграции в рамках Союзного государства
На встрече президентов России и Белоруссии, которая состоится 20 декабря, речь, в частности, пойдет о временной и частичной компенсации белорусским нефтеперерабатывающим заводам потерь от налогового маневра. По мнению Елены Кузьминой, заведующей сектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, идет сложный процесс по новому формату углубленной интеграции в рамках Союзного государства. Вырабатываемые сейчас правила экономического взаимодействия не только укрепят экономическую основу Союзного государства, но и внедрят механизмы сотрудничества, которые можно будет использовать и в рамках Евразийского экономического союза.
Весь 2019 год шла работа над новыми правилами экономического сотрудничества в рамках Союзного государства. Предполагалось, что в декабре будет подписан пакет документов из 31 дорожной карты по сотрудничеству в разных сферах экономики. Однако подписания на середину декабря так и не произошло. Следует отметить, что у сторон изначально была разная позиция по формату экономической интеграции.
Россия предполагала, что необходимо повышение уровня интеграции до пределов, которые установлены в договоре «О Союзном государстве» 1999 года. Белорусская сторона согласна лишь на формирование безбарьерной среды для субъектов хозяйствования двух стран, участие предприятий в госзакупках для нужд обороны и безопасности, ограничения на участие в российских программах субсидирования закупок сельскохозяйственной техники, а также требования единых цен на российские углеводороды как в РФ, так и в РБ.
По итогам встреч сначала премьер-министров, а затем и президентов двух стран не было официальных заявлений, лишь небольшие комментарии чиновников. Согласно этим выступлениям – согласована 21 дорожная карта.
Так, на встрече президентов решен вопрос по дорожной карте сотрудничества таможенных служб. Это было непросто. До 1 июня 2020 г. должна быть приведена в соответствие вся нормативная база России и Белоруссии, связанная с таможенными вопросами и предполагаемым общим Таможенным кодексом. А это сотни национальных законодательных актов, десятки межправительственных соглашений.
Удалось договориться по вопросам, касающимся снятия имеющихся ограничений на поставки белорусского продовольствия в Россию и проведения согласованной промышленной политики. Россия сняла ограничения с ряда предприятий АПК Белоруссии по ввозу своей продукции в РФ. Напомним, что ограничения действовали на поставки порядка 60 молокоперерабатывающих белорусских предприятий, около 40 мясоперерабатывающих предприятий, более 10 птицефабрик, а также предприятий рыбопереработки и по производству кормов. Президенты дали поручение министерствам сельского хозяйства России и Белоруссии, чтобы найденный компромиссный вариант оформили и прописали в дорожной карте.
Также стороны определились с методикой, перечнем документов, которые исключат дискриминацию белорусских промышленных предприятий на российском рынке. Президенты сделали соответствующие поручения министерствам экономики и промышленности двух стран, чтобы эти вопросы были представлены в дорожной карте к 20 декабря.
Согласована и дорожная карта по гидроэнергетике.
Однако, пока не согласован самый сложный блок вопросов, связанных с нефтегазовой сферой. Этот вопрос является жизненно важным для белорусской экономики. Поскольку ее промышленность энергоемкая и зависит от российских поставок углеводородов, да и значительную часть экспортной выручки страны составляют доходы от продажи нефтепродуктов, производимых из российской нефти.
По словам заместителя председателя концерна «Белнефтехим» Владимира Сизова, белорусские потери от налогового маневра в российском ТЭК только за девять месяцев 2019 года составили ориентировочно 240 млн долларов. А через 4 года цена на нефть, по существующим договоренностям, станет рыночной, то есть еще более высокой. Также в этом году заканчивается срок действия соглашения Белоруссии с Россией о компенсации высоких, по мнению белорусской стороны, цен на газ за счет предоставления Минску возможности зачислять в свой бюджет таможенную пошлину от 6 млн тонн нефти (так называемая «перетаможка»). По оценкам Министерства финансов Республики Беларусь, потери бюджета от прекращения этих договоренностей могут составить в 2020 году 423,6 млн доллара.
Сложность текущего переговорного процесса по компенсации издержек из-за налогового маневра заключается в том, что он может быть решен только при создании единого Налогового кодекса, который позволит провести подобный маневр и в отношении цен на нефть, поставляемую в Белоруссию. Посол Белоруссии в РФ Владимир Семашко констатировал: «Пока мы не договоримся по унификация налогового законодательства, невозможно будет развязать этот вопрос». Сроки решения этого вопроса также сдвинуты на один год. Поставлена задача, чтобы вопросы унификации налогообложения были решены в течение 2020–2021 годов и вступили в действие с 1 января 2022 года. То есть вопрос полной компенсации издержек от налогового маневра может быть решен с 1 января 2022 года.
Поэтому возможные договоренности по этому вопросу на встрече президентов, которая состоится 20 декабря, будут касаться временной и частичной компенсации белорусским нефтеперерабатывающим заводам потерь от налогового маневра. В частности, вопросов ценообразования на нефть, выплаты премиальных российским компаниям и так далее. «Здесь развязки есть, это дает уже определенные гарантии, что следующий год наши нефтеперерабатывающие заводы должны пройти безболезненно», – отметил Владимир Семашко.
Таким образом, идет сложный процесс по новому формату углубленной интеграции в рамках Союзного государства. Но этот процесс идет именно в направлении углубления сотрудничества. Вырабатываемые сейчас правила экономического взаимодействия не только укрепят экономическую основу Союзного государства, но и внедрят механизмы сотрудничества, которые можно будет использовать и в рамках Евразийского экономического союза.
Международный дискуссионный клуб "Валдай". 17.12.2019