США вынуждают Зеленского определяться с Донбассом

Татьяна Ивженко

На этой неделе в Киев приедет спецпредставитель Госдепартамента США Курт Волкер. В начале месяца он заявил, что после выборов Верховной раде нужно будет обновить украинские законы, связанные с ситуацией в Донбассе. Прежний состав парламента принял несколько таких законов, и почти все они не действуют.

Первые решения, направленные на урегулирование конфликта, осенью 2014 года приняла еще Верховная рада, избранная в период президентства Виктора Януковича. Главный из них – «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».

Напомним, в документе предусматривалось существенное расширение полномочий местной власти в Донбассе: право формировать из региональных представителей правоохранительные органы, суды, прокуратуру; принимать самостоятельные внешнеэкономические решения и пр. В этом законе (который изначально принимался сроком действия на три года) было указано, что широкие полномочия получат местные органы власти, которые предстояло избрать. Верховная рада в сентябре 2014 года назначила местные выборы в Донбассе на декабрь того же года. Но в ноябре, как известно, в ДНР и ЛНР провели не согласованные с Киевом первые выборы глав и парламентов ДНР.

В Донецке и Луганске отказались возвращаться под управление Киева и потребовали самостоятельности (особого статуса) – с закреплением этого положения в Конституции Украины. Кстати, летом 2015 года Петр Порошенко настоял на том, чтобы Верховная рада, утверждая конституционные поправки о децентрализации власти, отдельно упомянула Донбасс. Голосование 31 августа того же года сопровождалось уличными стычками, в ходе которых от взрыва гранаты на площади у парламента погибли четыре человека. Несмотря на протесты, прежняя партия власти смогла провести поправку: в переходные (временные) положения был добавлен короткий пункт, в котором говорилось, что особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей регулируются отдельным законом. То есть тем законом, который был принят еще в 2014-м.

Но к моменту внесения поправки в Конституцию упомянутый закон был уточнен. Дело в том, что осенью 2014 года в Украине состоялись парламентские выборы. И новый состав Верховной рады внес в текст, составленный предшественниками, список условий, выполнение которых является обязательным для начала действия самого закона. Среди таких условий – прекращение огня, отвод войск, обеспечение режима безопасности, восстановление украинской юрисдикции в регионе.

Поскольку условия не были выполнены, закон в течение трех лет считался действующим, но не применялся на практике. Тем не менее Верховная рада под давлением президента Порошенко и западных партнеров Украины несколько раз продляла срок его действия. Напомним, в прошлом году Курт Волкер убеждал украинских депутатов в необходимости пролонгации.

В Верховной раде год назад с трудом нашлось 226 голосов, чтобы закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» считался действующим до конца 2019 года. Соратники Порошенко убеждали депутатов, что решение о пролонгации закона позволит продвинуть переговоры о вводе в Донбасс международной миротворческой миссии.

Вопрос о миротворцах открыт до сих пор. А Верховная рада еще в январе 2018 года приняла закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях», который в прессе называли законом «о деоккупации» или «о реинтеграции». В нем говорится: «Российская Федерация совершает преступление агрессии против Украины и осуществляет временную оккупацию части ее территории». Согласно этому закону, ДНР и ЛНР были признаны «временными оккупационными администрациями», а украинские действия в Донбассе перестали называться антитеррористической операцией и стали операцией объединенных сил «по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию и отражению российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях».

То есть украинская сторона в период президентства Петра Порошенко жестко отстаивала позицию, что в Донбассе длится не внутренний конфликт, а военные действия вследствие внешней агрессии. И что урегулирование возможно только после возвращения Украине контроля над границей с РФ, ликвидации ДНР/ЛНР и восстановления довоенного порядка. Все это при поддержке и под контролем миротворческой миссии ООН.

В Донецке и Луганске не воспринимали украинский подход к оценке ситуации и соответственно отказывались признавать законы, принятые Верховной радой под лозунгом выполнения Минских соглашений. В России ранее указывали главный недостаток действий украинской стороны – несогласованность действий Верховной рады с мнением ДНР/ЛНР. А закон «о деоккупации» в Москве вообще сочли попыткой сорвать выполнение Минских соглашений. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя решения украинского парламента (в момент, когда они принимались), сказал: «Там содержится статья, где РФ называется агрессором, и также там не содержится никакого упоминания о Минских договоренностях. Чисто с юридической точки зрения, безусловно, такая формулировка ни де-юре, ни де-факто не может быть для нас приемлемой». Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что украинский закон «явно противоречит Минским соглашениям и подрывает мирное урегулирование».

Все названные законы действуют до сих пор. Однако они не позволили решить проблему Донбасса. К завершению срока полномочий прежнего состава Верховной рады группа депутатов подала в Конституционный суд иск о признании неконституционными закона об особом порядке местного самоуправления и об амнистии (в 2014 году было принято решение «О недопущении преследования и наказания лиц – участников событий на территории Донецкой и Луганской областей, не совершивших тяжких преступлений»). Представитель партии «Самопомощь», зампредседателя Верховной рады Оксана Сыроид заявила, что законы, принятые якобы во исполнение Минских соглашений, следует отменить: «Минские договоренности – это классическая сделка с дьяволом. Потому что за возвращение материального – территории – мы должны отдать душу России – независимость, суверенитет, язык». Она отметила, что уже после прихода к власти Зеленского «Россия якобы пошла на уступки и предложила пряник – обмен пленными и демонтаж фортификационных сооружений… Но в Страсбурге сразу хлопнул кнут – Медведчук озвучил цену, которую за уступки России должна заплатить Украина. Важнейшим в счете на оплату является особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей».

В Киеве сейчас звучат опасения, что мир в Донбассе будет обеспечен предоставлением ДНР и ЛНР особого статуса в составе Украине. То есть права региона развивать особые отношения с Россией и при этом влиять на внешнюю и внутреннюю политику Киева. Что по этому поводу думают западные партнеры Украины, пока неизвестно. Участники «нормандского формата» договариваются о встрече лидеров, но ее проведение отложили до момента, когда завершатся выборы в Верховную раду. Курт Волкер в начале июля сказал в интервью «Голосу Америки»: «Когда будет избран новый парламент, нужно будет обновить некоторые законы по реализации Минских договоренностей. Например, предложенная децентрализация в рамках Конституции, вопрос специального статуса и амнистии и возможность провести местные выборы (в Донбассе. – «НГ»), когда позволит ситуация по безопасности».

Как известно, президент Зеленский в своем видеообращении предложил лидерам Украины, РФ, Германии, Франции, Великобритании и США провести встречу в Минске, чтобы обсудить все вопросы, связанные с урегулированием в Донбассе. Владимир Путин прокомментировал предложение украинского президента: «Мы никогда не отказывались ни от одного из предложенных форматов, в том числе от расширения «нормандского формата». Российский президент назвал важные нюансы для организации встречи. Для начала – переговоры должны быть хорошо подготовлены: «Во-вторых, более или менее о чем-то можно будет говорить после окончательного формирования нового правительства Украины и проведения выборов в парламент страны. В-третьих, я не знаю, как реагируют другие участники предложенного формата».

По итогам визита Волкера в Киев станет понятно, готовы ли в США к такой встрече. И что именно рекомендуют обновленной украинской власти в рамках подготовки к переговорам «нормандской четверки».

Руководитель центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко сказал, что ни одна из сторон сейчас не собирается отказываться от Минских соглашений. По сообщению «Донецких новостей», политолог отметил: «Минские соглашения в «палате реанимации», потому что нет альтернативы. Их скорее всего будут пытаться модернизировать…» По его мнению, возможно обновление договоренностей «либо с привлечением миротворцев, либо других новых инструментов».

Независимая газета. 23.07.2019

Читайте также: