Белоруссия ищет деньги на Западе
Антон Ходасевич
Белоруссия презентовала свои инвестиционные возможности в Лондоне. В начале следующего года правительство намерено занять на международном финансовом рынке миллиард долларов. Кроме того, в Минске утверждают, что готовы приватизировать любое предприятие, если инвестор проявит к нему интерес.
Свои инвестиционные возможности Белоруссия презентовала во время инвестиционного саммита Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) для стран – участниц «Восточного партнерства», который прошел в Лондоне накануне минувших выходных. Для участия в нем в британскую столицу направилась правительственная делегация во главе с премьер‑министром Сергеем Румасом. В ходе визита он встретился с членом британской королевской семьи принцем Майклом Кентским, президентом Европейского банка реконструкции и развития Сумой Чакрабарти, еврокомиссаром по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнесом Ханом, а также главами правительств стран – участниц «Восточного партнерства». Кроме того, Сергей Румас провел переговоры с управляющим директором компании CAD CAM Automotive Мартином Уилером. По их итогам белорусское предприятие «Белкоммунмаш» подписало с CAD CAM Automotive соглашение о создании сборочного производства белорусских электробусов в Великобритании. Предполагается, что на первых порах там будет собираться порядка 300 электробусов в год, в дальнейшем объемы могут вырасти.
Выступая на саммите, Сергей Румас призывал потенциальных инвесторов вкладывать деньги в белорусскую экономику. Самыми перспективными направлениями, по его словам, является сектор ИТ, сфера услуг, а также высокие технологии, которые сосредоточены в белорусско‑китайском индустриальном парке «Великий камень». «В этом парке созданы мегальготы для инвесторов – как налоговые, так и касательно приобретения земли в собственность», – завлекал инвесторов глава правительства Белоруссии.
«Мы рады любому инвестору», – заявил Сергей Румас. В том числе, по его словам, речь может идти и о приватизационных проектах. «У нас в Беларуси нет никаких приватизационных списков. Глава нашего государства неоднократно говорил, что любое государственное предприятие может быть приватизировано. Мы готовы рассматривать конкретные предложения инвесторов по любому предприятию, если они помогут улучшить деятельность предприятия, инвестор может принести что‑то новое, чего не может дать государство», – рассказывал он. Низкая инфляция и стабильность на валютном рынке – те условия, которые, по его мнению, также должны быть привлекательны для инвестора. В Лондоне Румас утверждал, что государство в Белоруссии постепенно уходит от прямого управления предприятиями и становится регулятором. «Наверное, будем делать это в Лондоне. Сегодня трудно говорить о точном объеме, но эта сумма будет больше 1 млрд долл.», – сказал Сергей Румас. Он уточнил, что наиболее удачным для выхода на мировой финансовый рынок белорусскому правительству кажется начало 2020 года.
Экономические аналитики скептически оценивают презентационные заявления Сергея Румаса, хотя и очевидно, что такие планы соответствуют потребностям Белоруссии. Международные эксперты, в частности МВФ, уже давно подчеркивают, что экономика страны исчерпала свой ресурс и в своем нынешнем состоянии не может продемонстрировать рост. Это подтверждается статистикой. ВВП в январе–октябре вырос лишь на 1,1%, что фактически сигнализирует о застое. Тянут экономику назад те самые государственные предприятия, которые, по словам Румаса, Белоруссия готова продавать. Однако эти заявления делаются не первый год, но когда дело доходит до конкретных переговоров, то инвесторы теряют к ним интерес. Дело в том, что государство выставляет такие условия приватизации, которые лишают проект экономического смысла. Например, не менять производственный профиль в условиях, когда на производимый товар давно нет спроса. Или не увольнять людей, хотя как минимум треть численности там давно избыточна. Фактически предприятия выполняют социальную функцию, обеспечивая занятость и хоть какую‑то зарплату. Правда, на большинстве убыточных предприятий она уже чисто символическая. Это дает экспертам основания говорить, что и социальная функция госсектора уже себя исчерпала. Причем на уровне правительства действительно готовы это признать, однако всеми процессами в стране управляет президент, для которого смена экономической парадигмы государства неприемлема.
Ситуацию могла бы спасти Россия, которая в прежние периоды не отказывала ни в кредитах, ни в дотациях через энергоносители. Однако союзники привязали такие действия к углублению интеграции, а суть углубления, которая сейчас обсуждается на уровне межправительственной рабочей группы, тщательно скрывается. Позиция Москвы вынуждает Минск искать деньги на международных финансовых рынках. Как сообщалось, вместо обещанного и не выданного Россией кредита в 600 млн долл. для рефинансирования старых долгов Белоруссия к концу этого года намерена привлечь китайский кредит на сумму 500 млн долл. В следующем году по государственным долгам выплаты должны составить более 3,5 млрд долл. Заимствования через евробонды призваны рефинансировать часть этого долга.
Независимая газета. 24.11.2019