Трансазиатский газопровод РФ–Монголия–Китай: выгоды многосторонни

Алексей Балиев

В ходе состоявшегося в июне Санкт-Петербургского международного экономического форума - 2019 президент Монголии Х.Баттулга заявил о возможности предстоящей разработки проекта трансазиатского газопровода РФ–Монголия–Китай. Тем самым будут диверсифицированы маршруты российского энергоэкспорта и ускорится формирование единого рынка газа между РФ, КНР и Монголией. И это в сочетании с очевидными геополитическими преимуществами. Не исключено, что этот проект будет реализован как «Сила Сибири-2».

По словам Х.Баттулги, Владимир Путин одобрил предложение Монголии построить по ее территории транзитный газопровод в Китай. «Я в прошлом году предложил создать механизм координации деятельности по созданию энергетической суперсети в Северо-Восточной Азии. Монгольская сторона завершила проработку этого вопроса и провела серию мероприятий в рамках региона», – уточнил глава Монголии, добавив, что «президент России выразил поддержку проекта, а председатель КНР обещал изучить предложение о сооружении газопровода из России в Китай через нашу территорию».

Спрос на газ растет не только в КНР, но и в Монголии. Причем эта тенденция – составная часть роста потребностей этой страны в энергоресурсах. Что предопределяет в том числе небезызвестные и экологически проблемные проекты ГЭС в бассейне Селенги, впадающей в Байкал. Очевидно, что поставки газа в Монголию, скажем так, снизят градус активности Улан-Батора в продвижении этих проектов. Параллельным же решением в этой сфере является увеличение поставок российской электроэнергии в Монголию, о чем стороны договорились в 2018 году.

По имеющимся оценкам, ежегодный объем газопоставок из РФ в КНР по новому трубопроводу составит минимум 12 млрд кубометров, в Монголию – не меньше 5 млрд куб. метров. Протяженность артерии – 1300-1500 км, инвестстоимость реализации проекта – около 2,5 млрд долл. в текущих ценах. Основной сырьевой базой нового маршрута намечены газовые месторождения Иркутской области или южной Саха-Якутии.

Означенный проект находится в стадии обсуждения заинтересованными сторонами, в том числе по вопросам финансирования его реализации. В перспективе к этой артерии могут быть подключены месторождения газа в сопредельном приграничном районе КНР и Монголии – Эрлянь/Дзамын-Удд.

Этот проект обсуждался советской, монгольской и китайской сторонами еще в 1984 г., но в тот период Пекин еще не принял окончательного решения насчет долгосрочных закупок советского газа. В том числе ввиду известных политико-идеологических разногласий с СССР. Поэтому обсуждение такого проекта было заморожено китайской стороной. Вдобавок среднегодовой внутренний спрос на газ в КНР в тот период был почти втрое ниже, чем к середине 2010-х.

Некоторые эксперты считают, что упомянутая артерия может получить ответвление в КНДР и далее в Южную Корею, если позволит политическая ситуация на Корейском полуострове, и будут согласованы условия газотранзита с КНР и КНДР.

Что же касается вышеупомянутой позиции главы КНР Си Циньпина насчет доизучения проекта, это обусловлено, пожалуй, двумя основными факторами. Первое: в КНР продолжается доизучение целесообразности проектов 4-й и 5-й ниток газопровода Туркменистан–Узбекистан–Казахстан–Китай. Второе – это политический контекст: намерен ли Пекин основную часть своего спроса на импорт газа обеспечивать российскими поставками, поскольку «Сила Сибири» и без того покроет не меньше трети этого спроса. В то же время Пекин заинтересован в дальнейшем укреплении политико-экономических позиций в Монголии, поэтому резонно предположить, что он, прежде всего, по этой причине согласится на реальное соучастие в таком проекте.

24 августа 2018 г. в Улан-Баторе был подписан китайско-монгольский меморандум о строительстве той же артерии. И был тогда же определен подрядчик проекта – Группа 25-го железнодорожного бюро КНР. А вскоре Туркменистан и Узбекистан предложили более гибкие цены на свой газоэкспорт в Китай по запроектированным 4-й и 5-й газопроводным ниткам трубопровода в КНР, что замедлило реализацию означенного проекта. Но, судя по заявлению главы Монголии на ВЭФ-2019, в Пекине, вероятно, не настроены «перебарщивать» с газовой зависимостью от стран Центральной Азии.

Проект же РФ–Монголия–КНР менее капиталоемкий и менее протяженный в сравнении с проектом «Сила Сибири-2», сперва намеченным почти через всю обширную Западную Сибирь. Эта артерия, по данным российского аналитического нефтегазового агентства ИА RЕХ, «должна транспортировать 30 млрд кубометров газа в год из Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) через Алтай в Северо-западный Китай. Но в связи с тем, что сооружение газопровода «через Алтай связано со значительными техническими (горы) и экологическими (заповедник) трудностями, имеется предложение сместить «Силу Сибири-2» восточнее, то есть провести новый маршрут через Монголию».

Схожая информация – у регионального агентства «Честное слово» (Новосибирск): «Монголия предлагала использовать свою территорию для прокладки газопровода «Сила Сибири-2» (ранее назывался «Алтай») с того момента, как Россия и Китай начали переговоры о газовом сотрудничестве. Но власти РФ тогда почему-то от предложения отказались. Вероятно, российское правительство изменило свое решение на фоне претензий экологов из ЮНЕСКО, требующих изменить ранее намеченный маршрут через заповедную зону «Золотые горы Алтая». Далее уточняется, что Комитет всемирного наследия занял жесткую позицию по вопросу маршрута планируемого газопровода, заявив, что строительство на природоохранной территории станет основанием для перевода этого объекта в список объектов, находящихся под угрозой.

Отмечается, что в июле с.г. «российские власти подтвердили, что транзитная ветвь пройдет в обход Алтайских гор. Если предложение Монголии будет принято, это снимет претензии со стороны ЮНЕСКО. Однако теперь окончательное решение остается за Китаем».

В такой системе координат трансмонгольский вариант «Силы Сибири-2» и его сырьевая база тоже сместятся в пользу, прежде всего, Иркутской области со сверхотдаленного от российско-монгольской границы ЯНАО.

Словом, совокупность взаимосвязанных политико-экономических, географических и экологических факторов повышает конкурентоспособность новой газовой артерии из РФ в КНР через Монголию. Причем этот проект важен для обеих сторон и в политическом плане. Вдобавок в полной мере будет реализован транзитный потенциал Монголии, что также имеет для нее и политическую выгоду.

Глава Минэнерго РФ Александр Новак на днях сообщил журналистам, что РФ договорилась с Монголией в ближайшее время создать рабочую группу по проекту газопровода в Китай. «Мы эту тему затронули в связи с тем, что есть поручение (президента РФ. – Ред.) проработать этот вопрос. Договорились в ближайшее время создать рабочую группу», – подытожил А.Новак встречу с министром энергетики Монголии Ц.Давасурэном на полях Всемирного энергетического конгресса в Абу-Даби.

Ритм Евразии. 16.09.2019

Читайте также: