Шаг назад, два шага вперед – проблемы большинства в парламенте Молдовы
Илья Киселев
Заканчивается третий месяц с момента создания в Молдове парламентского большинства Партией социалистов и блоком проевропейских партий ACUM. Это большинство, в которое многие не верили и которому предрекали быстрый распад, на сегодняшний момент все еще достаточно стабильно, хотя и не во всем оправдывает те надежды, которые возникли при его формировании.
Оказалось, что процесс возвращения в нормальное состояние Молдовы как государства занимает гораздо больше времени, чем это казалось в момент подписания соглашения между ПСРМ и ACUM. И сегодня, спустя почти три месяца работы парламентского большинства, очевидно, что процесс «деолигархизации» страны и государственного аппарата, на который отводились месяц, максимум два, еще далек до завершения.
Как известно, все разочарования проистекают от завышенных ожиданий, и именно поэтому многие из тех, кто ждал более быстрого возвращения страны к нормальному состоянию и поступательного движения вперед, уже не скрывают своего разочарования новой властью. Безусловно, во многом эти ожидания были инспирированы самим парламентским большинством и прежде всего представителями блока ACUM. Еще в предвыборный период программа «деолигархизации» была одним из главных пунктов предвыборной программы, который, по мнению акумовцев, можно было осуществить всего за месяц.
По мнению лидеров блока, для этого достаточно было принять всего лишь несколько законодательных актов, среди которых почему-то числился молдавский аналог «акта Магнитского», который не имел никакого отношения к внутренним проблемам РМ. Впоследствии, после подписания соглашения с Партией социалистов ACUM отказался от этого чисто геополитического законопроекта, призванного продемонстрировать, что блок собирается послушно идти в антироссийской колее.
Однако, несмотря на декларируемый парламентским большинством отказ от педалирования геополитических посылов, именно они продолжают оставаться одним из двух факторов, неизменно поддерживающих напряженность в отношениях между ПСРМ и ACUM. Тут необходимо отметить, что блок ACUM не является однородным политическим формированием. В его составе есть люди, придерживающиеся достаточно разных взглядов: от здравомыслящих политиков, которые придерживаются проевропейских взглядов и при этом относятся дружелюбно к России и сознают необходимость хороших отношений и сотрудничества с ней, до оголтелых русофобов, считающих, что времена СССР были для Молдовы годами оккупации.
Собственно говоря, именно последние и выступали против заключения соглашения между ACUM и ПСРМ и именно эти члены ACUM и создают напряженность между партнерами по парламентскому большинству. К ним можно отнести, например, депутатов от блока ACUM Октавиана Цыку и Марию Чобану. Нельзя не отметить, что в отдельных случаях напряженность инспирируется и премьер-министром Майей Санду. Как правило, это выражается в показательных действиях правительства и его главы. Например, в ответ на визит президента Игоря Додона в Москву М. Санду наносит визит в Брюссель. Если под патронатом президента организуется масштабное празднование в честь 75-летия освобождения Молдовы от нацистской оккупации, премьер объявляет в эти дни траур и называет их днями памяти жертв тоталитарных режимов, приурочивая их к годовщине подписания пакта Молотова–Риббентропа.
Еще одним примером подобных действий может служить такой факт: как только стало известно, что в торжествах по случаю 75-летия освобождения Молдовы примет участие министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу, кабинетом был анонсирован визит в Молдову Джона Болтона, помощника президента США по национальной безопасности. Подобная согласованность наводит на мысль, что активность и действия правительства М. Санду координируются извне.
При этом все же нельзя не отметить, что по вопросам внутренней политики и принятия необходимых законодательных актов между ПСРМ и ACUM не существует серьезных разногласий. Также практически не возникает трений в вопросе многочисленных кадровых назначений, которые производятся в результате очистки государственного аппарата от ставленников олигарха Плахотнюка.
В принципе затягивание процесса «деолигархизации» связано именно с этим фактором. Система, которую представители блока ACUM собирались демонтировать за месяц-другой, строилась годами и оказалась способной на серьезное сопротивление в виде бюрократических проволочек или даже откровенного саботажа решений и указаний новой власти.
Дополнительная сложность заключается в том, что новая власть не может позволить себе действовать методами, которыми пользовался олигархический режим. Все решения, все кадровые назначения необходимо проводить в жизнь абсолютно легально и транспарентно, опираясь на действующие законы, из которых часть еще находится на рассмотрении в парламенте.
Именно поэтому и были созданы специальные парламентские комиссии для расследования банковского мошенничества, приведшего к выводу из банковской системы более миллиарда долларов, фактов незаконной приватизации государственного имущества и попытки узурпации власти. В этих комиссиях представители Партии социалистов и ACUM взаимодействуют успешно и плодотворно.
На данный момент новой власти удалось достичь значительных результатов – полностью сменен состав Конституционного суда, который ранее использовался Плахотнюком для легализации процесса узурпации власти, подал в отставку ставленник олигарха на посту генерального прокурора, и на эту должность назначен временно исполняющий обязанности. Идет смена руководства в государственных агентствах и ведомствах. При этом на ряд значимых постов произведены новые назначения, например в энергетическую компанию «Молдова-газ».
Но и здесь не все гладко. Отдельные кадровые назначения вызывают политические трения между Партией социалистов и ACUM. Так, негативную реакцию со стороны премьера М. Санду вызвало избрание председателем Конституционного суда Владимира Цуркана, депутата от фракции социалистов в парламенте. Согласно Конституции, двое из шести конституционных судей назначаются именно парламентом страны. Владимир Цуркан, как один из самых авторитетных юристов Молдовы, стал конституционным судьей именно по квоте парламента, и за его назначение проголосовала в том числе и фракция ACUM. Однако его избрание председателем высшего судебного органа вызвало явное неудовольствие премьер-министра. В нарушение Конституции она потребовала от членов КС сообщить, за кого именно голосовал каждый из них.
Одной из самых серьезных проверок на прочность для парламентского большинства станут местные выборы, которые пройдут 20 октября. Особенно острое соперничество разгорится в Кишиневе, где на должность мэра будут выдвигаться Ион Чебан, секретарь ПСРМ по идеологии, вице-спикер парламента, и вице-премьер правительства, министр внутренних дел Андрей Нэстасе, являющийся лидером входящей в ACUM партии DA. При этом уже объявлено, что партии блока ACUM, в который входит и партия М.Санду PAS, пойдут на местные выборы вместе.
Надо сказать, что об опасности раскола парламентского большинства в результате местных выборов говорится уже давно. И именно поэтому Партия социалистов и ACUM готовятся в ближайшие дни подписать согласованный кодекс поведения в предвыборной кампании, чтобы минимизировать возможность каких-либо осложнений.
При этом нельзя не отметить консолидирующую роль, которую выполняет президент Молдовы. Несмотря на то, что ПСРМ официально является пропрезидентской партией, Игорю Додону удается сохранить роль верховного арбитра и успешно взаимодействовать с правительством.
Очевидно, что все политические силы, составляющие парламентское большинство, сознают необходимость сохранения сотрудничества на определенный период. Распад парламентского большинства и проведение внеочередных выборов неизбежно приведут к активизации еще не полностью нейтрализованных сил экс-олигарха Плахотнюка, который может предпринять усилия для возврата к власти. В интересах обновления страны парламентское большинство необходимо сохранить.
Ритм Евразии. 04.09.2019