Руководство в Кишиневе играет в четыре руки

Андрей Сафонов, политолог, депутат Верховного совета Приднестровья


Официальный Кишинев после июньской смены власти начал атаку на Приднестровье по самым разным направлениям. Одно из них – экономическое. В приднестровских, да и молдавских СМИ сообщается практически каждый день, что банки Республики Молдова (РМ) закрывают корреспондентские счета приднестровских предприятий. Это может не только парализовать работу заводов и фабрик Приднестровской Молдавской республики (ПМР – непризнанная республика. – «НГ»), но и ударить по ее социальной сфере, сорвать регулярную выплату пенсий и заработных плат. Почему же новая молдавская власть пошла на то, что не позволяла себе власть старая в отношении Приднестровья? Ответ очевиден: новая власть Молдовы в еще большей степени оказалась под полным контролем Запада в лице Соединенных Штатов и Европейского союза, а также американского сателлита в лице Румынии.

Какие же задачи ставят в Кишиневе, предпринимая беспрецедентный социально-экономический нажим на Приднестровскую Молдавскую республику?

Главная – исключить ПМР из переговорного процесса по урегулированию приднестровского конфликта.

Власти Кишинева, которые стараются спровоцировать приднестровцев и побудить их отказаться от работы в переговорном формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – гаранты). В этом случае молдавские власти потребуют решать вопросы урегулирования вообще без участия Приднестровья. Это – видимая часть айсберга. А подводная – это ослабление позиции России, которой станет труднее отстаивать свои интересы на Днестре. Ведь ссылаться на необходимость защиты народа Приднестровья будет куда сложнее, если представителей Приднестровья за столом переговоров не будет.

Таким образом, закрытие банковских счетов – это сознательная политическая провокация, направленная как против Приднестровья, так и против России.

Разрушив экономику и социальную сферу Приднестровья, Кишинев хочет заставить Тирасполь капитулировать.

Все годы существования ПМР и ведения мирных переговоров Кишинев прибегает к стандартной схеме: перед предъявлением жестких политических требований Тирасполю власти РМ стараются создать Приднестровью экономические и социальные проблемы. Кишинев считает, что разрушенная экономика заставит приднестровцев принять ультиматум о безропотном вхождении ПМР в состав унитарного Молдавского государства.

Ни обладающее реальной властью прозападное и прорумынское правительство во главе с Майей Санду (премьер Санду открыто заявляла, что проголосовала бы за вхождение Молдавии в состав Румынии), ни находящийся под постоянной угрозой преследования по обвинению во «внешнем финансировании» Партии социалистов Республики Молдова президент РМ Игорь Додон не намерены предлагать приднестровской стороне достойные условия для компромисса.

Дело в том, что не только независимость ПМР, за которую приднестровцы проголосовали на референдуме 2006 года; не только конфедерация, но и федерация неприемлемы для всех лидеров РМ. Об этом заявляют как представители правого правительства Майи Санду (в частности, министр иностранных дел и европейской интеграции Нику Попеску), так и президент РМ Игорь Додон, который ранее федеративную модель урегулирования одобрял.

Теперь же Санду заявляет о том, что для Приднестровья подойдет модель автономии по типу Гагаузии, а Додон предлагает некую «сильную автономию». В этом суть игры в 4 руки всех лидеров РМ: навязать ПМР статус, который оставит Приднестровье без прав, которыми оно обладает сегодня. По всей видимости, Додон опасается своих партнеров по правящей коалиции, которые не хотят и слышать о федерации. И которые не считаются и с Гагаузской автономией.

После смены власти социально-экономическая обстановка в Молдавии ухудшилась. Поэтому власти республики хотят отвлечь атакой на приднестровские предприятия внимание населения страны от собственных проблем.

Недавно выходили на протесты работники молдавского общепита, поскольку налог на добавленную стоимость там вырос с 10 до 20%. Молдавские чиновники сообщили, что на этом настаивали представители МВФ. И президент Додон несколько дней назад соответствующий закон подписал, разделив таким образом ответственность с правительством за происходящее.

Выросли тарифы на электроэнергию, что вызвало шок у людей, которые явно не этого ждали от новой власти. В еще больший шок повергло граждан РМ заявление министра экономики РМ Вадима Брынзана, который с телеканала поведал следующее: «Граждане только требуют, требуют и требуют (снижения тарифов). А где вы были все эти годы?.. Почему вы тогда не требовали повысить тарифы?.. Почему были понижены тарифы на газ, когда вообще-то они должны были быть удержаны? И сейчас мы оказались в ситуации, когда они (граждане) все приходят и просят, просят, просят». Снижение тарифов на газ, предпринятое прежними властями в 2018 году, уже объявлено популизмом!

Также СМИ сообщают, что в Молдове возможен рост цен вдвое на билеты по перевозкам в общественном транспорте.

На этом фоне Приднестровье, где тарифы на ЖКХ уже несколько лет не меняются, хотя цены тоже, разумеется, не стоят на месте, выглядит стабильнее. Это раздражает кишиневские власти, которые хотели бы, чтобы в ПМР стали жить как на правом берегу Днестра (территории, контролируемой Кишиневом).

Еще одна цель Кишинева – передать Приднестровье под контроль Вашингтона, Брюсселя и Бухареста. Давление на Приднестровье не случайно усилилось именно после смены власти.

Несмотря на то что Партия социалистов и ее неформальный лидер Игорь Додон считаются пророссийскими, а блок правых партий ACUM – прозападным, в своей внешнеполитической ориентации и правительство, и президент Молдовы едины. Санду и ее министры всегда заявляли исключительно о курсе на евроинтеграцию. Что касается президента РМ Игоря Додона, то он раньше заявлял о том, что намерен денонсировать соглашение об ассоциации РМ с Евросоюзом. В Интернете это легко найти. Но там есть и его заявления последних месяцев – о том, что никто это соглашение денонсировать не будет, оно остается программой молдавской внешней политики.

Приднестровье, как известно, выступает за независимость и союз с Россией, а также за евразийскую интеграцию.

Роли молдавской власти распределены: президент работает с Москвой, уговаривая ее загнать Приднестровье под власть Кишинева. При этом используется такой аргумент: это укрепит влияние России в «реинтегрированной и территориально целостной Молдове и не позволит ей уйти в Румынию». А правое правительство гнет прежнюю линию: «Наш путь – только Европа, а российские войска должны безоговорочно уйти с берегов Днестра». Кстати, в этом духе выступил глава внешнеполитического ведомства РМ Нику Попеску во время недавнего визита в Москву.

То, что идет согласованная игра против России и Приднестровья, видно хотя бы по следующему факту. Закрытие счетов приднестровских предприятий в банках Молдавии совпало с всплеском пропагандистской кампании в Кишиневе за вывод российских войск и ликвидацию боеприпасов на российских складах в Приднестровье (причем не только устаревших).

Недавно Молдову посетил министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу. Он встретился с президентом Молдовы Игорем Додоном. Пропагандисты Додона поспешили подать это как доказательство пророссийскости главы молдовского государства.

Но визит вызвал явное недовольство Вашингтона. В Молдавию даже заезжал американский эмиссар, уже отставной помощник президента США по безопасности Джон Болтон. Премьер-министр РМ Майя Санду объявила визит министра обороны РФ неофициальным. Вольно или невольно, но это выглядит унизительно в отношении России. Президент РМ несколько дней спустя, как известно из СМИ, также назвал визит Шойгу неофициальным.

Такое единство мнений показывает, что власти Кишинева ведут согласованную внешнеполитическую игру, сценарий которой написан на Западе.

НГ-Дипкурьер. 15.09.2019

Читайте также: