Лукашенко заручился поддержкой США
Антон Ходасевич
США обещают Белоруссии отменить санкции по итогам избирательной кампании. Пока Вашингтон и Минск договорились лишь о восстановлении дипломатического присутствия на уровне послов. Эксперты полагают, что в основе дипломатического прорыва белорусских властей – региональная геополитика и экономические интересы президента Александра Лукашенко.
Заместитель госсекретаря США Дэвид Хэйл по итогам встречи с президентом Александром Лукашенко заявил, что стороны договорились о восстановлении дипломатического присутствия на уровне послов после 11-летнего перерыва. Хэйл признал, что между Минском и Вашингтоном «остаются вопросы, очерченные Актом о демократии в Беларуси, которые требуют действий со стороны правительства Беларуси». Он пообещал, что стороны смогут обсуждать дальнейшее ослабление санкций, если белорусские власти «продемонстрируют прогресс» во время приближающихся парламентских и президентских выборов. Из слов американского чиновника следовало, что сейчас шаги навстречу связаны с тем, что «Соединенные Штаты остаются приверженцами поддержки суверенитета и независимости Беларуси», а также они приветствуют «расширение сотрудничества с Беларусью по вопросам нераспространения, безопасности границ, экономического сотрудничества и обмена информацией в сфере общей безопасности».
Контакты между Минском и Вашингтоном в последнее время активизировались. Весной в Минск приезжал заместитель помощника госсекретаря США по европейским и евразийским делам Джордж Кент. Затем в августе белорусскую столицу посетил советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон. Кроме того, в августе в Варшаве состоялась встреча секретарей советов безопасности Беларуси, Польши, США и Украины. Как подчеркнули белорусские официальные источники, «по предложению американской стороны».
Содержание всех этих переговоров общественности не докладывается, однако эксперты убеждены, что речь идет о вопросах региональной безопасности. По их почти единодушному мнению, потеплением отношений Минск обязан вовсе не своим заслугам, а усилению противостояния между США и Россией и намерению Вашингтона противостоять Москве на территории стран Восточной Европы. В своем обзоре политический обозреватель Александр Класковский напоминает, что причину интереса достаточно откровенно сформулировал в прошлом году помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Уэсс Митчелл: «Сегодня национальный суверенитет и территориальная целостность приграничных государств, таких как Украина, Грузия и даже Беларусь, являются тем надежным бастионом, который защищает от российского неоимпериализма».
Решение о возвращении послов принято сейчас как раз в связи с активизацией диалога Москвы и Минска об углублении интеграции. Ведь еще в начале августа временный поверенный в делах США Дженнифер Мур в беседе с журналистами выражала надежду, что возвращение послов может случиться в следующем году, а в начале сентября после визита в Минск Джона Болтона глава МИД Белоруссии Владимир Макей утверждал, что вопрос возвращения послов пока не обсуждается. Эксперты были единодушны, что это случится после выборов (парламентские состоятся в ноябре этого года, президентские – в августе следующего).
Столь стремительное решение проблемы может свидетельствовать о том, что взамен официальный Минск предложил США нечто очень значимое. Несмотря на заявление Дэвида Хэйла, что Белоруссии не предлагают выбирать между Западом и Востоком, эксперты считают, что речь все-таки идет именно о шагах если не явного противодействия Москве, то удержания нейтралитета. Лукашенко, в частности, заверил Дэвида Хэйла, что Белоруссия «ни в коем случае не будет «инициатором нехороших дел по разрушению Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. «Более того, мы никогда не станем такие ракеты размещать на территории Белоруссии для того, чтобы усложнять обстановку», – сказал Лукашенко. «Если это не угрожает нашей безопасности», – уточнил он.
Что касается формальной стороны, то претензий у Москвы к Минску пока быть не может. «России трудно высказать некие претензии, потому что функционально отношения России и США более продвинуты. В то время как в белорусско-американских отношениях разговор идет только про нормализацию отношений», – говорит политолог Валерий Карбалевич. В то же время очевидно, что Белоруссия, заручившись поддержкой США, будет более уверенно себя чувствовать на совсем не простых переговорах с Россией: о цене на газ, о компенсации налогового маневра и о степени углубления интеграции. «Не то чтобы Америка могла стать в обозримой перспективе альтернативой России, но противовесом некоторым ее слишком амбициозным проектам относительно Белоруссии может и стать», – считает политолог Юрий Дракохруст. По его мнению, заявление Лукашенко о том, что Белоруссия не будет размещать у себя РСМД с уточнением «если это не угрожает нашей безопасности», дает и Москве, и Вашингтону понять, что все имеет свою цену.
К слову, в Telegram-каналах обсуждалось, что Лукашенко запросил у США 15 млрд долл. за то, что он откажется от интеграции с Россией и даже от стратегического партнерства с Китаем. Разумеется, что никакого официального подтверждения такому ходу переговоров нет, однако общеизвестно, что Лукашенко все меряет деньгами, а значит, и в отношениях с США может быть некий экономический интерес.
Независимая газета. 18.09.2019