Россия – Закавказье – Иран: взаимовыгодных коридоров связующая нить...

Алексей Балиев

Доработка проекта электроэнергетического коридора РФ–Грузия–Армения–Иран совпадает по времени с параллельным евроазиатским проектом электромоста РФ–Азербайджан–Иран. Таким образом, впервые РФ, Ираном и странами Закавказья совместно формируется многосторонняя электроэнергетическая система, гарантирующая страны-участницы от любых эксцессов в энергоснабжении.

На днях Россия, Азербайджан и Иран заключили соглашение о совместной разработке ТЭО проекта создания сквозного энергокоридора этих трех стран. Он отнюдь не является неким конкурентом аналогичного проекта через Западное Закавказье (РФ–Грузия–Армения–Иран), как это пытаются «сенсационно» представить некоторые эксперты.

Не только дву-, но и многосторонние обмены электроэнергией издавна практикуются во всех регионах мира, включая бывший СССР и теперь уже экс-СССР. Яркий пример тому – поныне действующая с середины 70-х электросистема БРЭЛЛ между Россией (Псковская, Ленинградская, Калининградская области), Белоруссией и прибалтийскими странами. В случае же электромоста РФ–Азербайджан–Иран аналогия с БРЭЛЛ состоит и в том, что взаимные перетоки электричества между обоими трансзакавказскими электрокоридорами будут осуществляться по имеющимся – заметим, с конца 1920-х – ЛЭП между Азербайджаном и Грузией (ввиду известной ситуации в армяно-азербайджанских отношениях). Причем в этих перетоках – двусторонних и/или транзитных – будет участвовать и южнороссийская электроэнергия, благодаря взаимной состыкованности электромаршрутов РФ–Грузия–Армения–Иран и РФ–Азербайджан–Иран.

По данным сторон-подписантов (российские «Системный оператор» и ПАО «Россети», азербайджанское ОАО «Азэнерджи», иранская госкомпания по производству и сбыту электричества Tavanir), в рамках разработки ТЭО планируется изучить технические и экономические аспекты различных вариантов соединения энергосистем, исследовать возможности многосторонней передачи электроэнергии и роста ее объемов. На такой основе будет произведена оценка эффективности различных способов реализации энергетического коридора «Север – Юг». Заказчиком ТЭО-проекта, по той же информации, выступает иранская Tavanir, которая по согласованию с «Россетями» и «Азерэнержи» вскоре определит конкретного разработчика ТЭО. А его разработку запланировано выполнить в течение года с подписания упомянутого соглашения.

Вопрос соединения энергосистем России, Азербайджана и Ирана обсуждается, напомним, с 2005 г. А в апреле 2018 г. в Баку состоялась встреча замминистров энергетики трех стран, по итогам которой было решено сформировать трехстороннюю рабочую групп по данному проекту. Стороны сформировали её в начале текущего года.

Бессрочная взаимовыгодность стыковки энергосистем этих трех стран иллюстрируется простым примером: скажем, утром и/или вечером у одной страны наблюдается пик потребления, и в этот момент ее энергосистема не всегда справляется со сверхмаксимальной нагрузкой. Соответственно, на помощь приходит энергосистема соседней страны с другим часовым поясом и, стало быть, с другими пиками электропотребления. Что тем более надёжно технологически, ибо, как показывает практика, быстро маневрировать мощностями электроэнергии в рамках одной страны весьма сложно.

Смежный технологический плюс состоит в том, что, например, АЭС и днем, и ночью работает на одной, точнее постоянной, мощности: резкое снижение или увеличение этих мощностей крайне опасно. Поэтому в пиковые часы потребления атомной станции помогают ТЭС или ГЭС, но ночью в любом случае остаётся избыток, а то и переизбыток электроэнергии. Объединение же энергосистем позволяет заблаговременно и наиболее оптимально – по своевременности и технически – отладить перетоки свободных объемов электроэнергии между разными странами.

В данном случае в северном (т.е. Прикаспийском) регионе Ирана – особенно в районах Тегерана (столицы), Тебриза и Решта – более высокая доля потребления электроэнергии населением, транспортным сектором и в сфере услуг. А на юге страны, где недавно строились новые электростанции, в том числе крупнейшая на Ближнем и Среднем Востоке действующая АЭС «Бушер», крупные объемы электропотребления связаны в основном с нефтегазодобычей, промышленностью и морским транспортом.

В результате, по оценке старшего эксперта фонда «Институт энергетики и финансов» (РФ) Сергея Кондратьева, «очевидна разная динамика спроса на электричество во внутрисуточном режиме в этой стране. Потому более явно выражены дневные пики и ночной спад потребления. А для балансирования этой нагрузки нужно больше маневренных мощностей (но АЭС, повторим, не может маневрировать своими режимами. – Ред.)». В связи с этим создание устойчивых связей с мощными электросистемами Азербайджана и особенно России позволит Ирану, как считает этот и многие другие эксперты, избегать «изъянов» в обеспечении спроса на электроэнергию более чем на 70% иранской территории. И, в свою очередь, делиться избытками своей электроэнергии с теми же соседями. Тем более что пиковые нагрузки в Азербайджане и Армении зачастую «сопровождаются» низким спросом на электричество в Иране.

Плюс к тому в Северной Осетии, а также в сопредельном с Азербайджаном южнодагестанском регионе, например, сохраняется достаточно большая доля невостребованной гидроэлектроэнергии, особенно в период весеннего паводка. Соответственно, на дагестанском юге много дешевой электроэнергии, которая ввиду межрегиональных диспропорций в спросе на электричество в Азербайджане и Иране будет вовсе не лишней для этих стран.

С российской стороны в проектах электрокоридоров РФ–Закавказье–Иран участвует объединенная энергосистема Северного Кавказа

Имеются и другие выгоды от обмена электроэнергией между тремя означенными странами. Скажем, если между северным и западным/северо-западным Ираном, то есть в южном секторе электрокоридоров РФ–Закавказье–Иран – будет создана сеть соединительных ЛЭП, тогда электроэнергетические системы всех стран Закавказья и Ирана будут закольцованы в единый электроэнергетический комплекс. По имеющейся информации, проектные варианты такой внутрииранской ЛЭП прорабатываются.

Если же смотреть в более широком контексте, электрокоридоры РФ–Закавказье–Иран ускоряют формирование общеэкономического пространства в столь обширном регионе. Что, в свою очередь, выгодно тем же странам и в геополитическом плане.

___________________________

Фото: fsk-ees.ru

Ритм Евразии. 26.08.2019

Читайте также: