Путь Северной Македонии в Евросоюз превращается в бесконечный сериал
Дарко Тодоровский
1 июля 2019 года президент Франции Эммануэль Макрон заявил в Брюсселе, что ЕС не станет расширяться, пока не будут решены его давно назревшие внутренние проблемы. «Я скептически отношусь к тем, кто говорит, что необходимо новое расширение. Мы не можем достичь соглашения и с 28 членами, поэтому я буду бескомпромиссен в отношении любого расширения до тех пор, пока не будет проведена глубокая реформа нашего институционального функционирования», — сказал французский политик.
Высказывание Макрона обрекло тех, кто топчется на пороге Евросоюза, на еще десяток лет ожиданий и надежд. Особенно не рады были его услышать те страны, которые, казалось бы, вот-вот получат приглашение открыть новую главу в переговорах о евроинтеграции. Такие, к примеру, как Северная Македония. Впрочем, то, что с ней не все так радужно, было очевидно и до заявления президента Франции.
Так, еще за несколько дней до Макрона посол Франции в Северной Македонии Кристиан Тимонье заявлял, что Македония не добьется в октябре назначения даты о начале переговоров. Дипломат прямо мотивировал это тем, что Македония не исполнила условий членства в ЕС.
«Почему вы так упрямы с этой датой? У вас очень много проблем. В условиях, когда мэр города Струге оказывается в центре скандалов, ЮНЕСКО собирается лишить Охрид и Орхидское озеро статуса объекта всемирного наследия, а коррупция процветает, неразумно требовать назначения даты переговоров. Вам следует приложить еще множество усилий. Мы, конечно, не будем оставлять вас в изоляции и без надежды на будущее в ЕС, но и не станем смотреть на происходящее сквозь пальцы», — заявил глава дипмиссии Франции в Скопье.
Надежду эту в Македонии возложили на канцлера ФРГ Ангелу Меркель, известную своей позицией «Твердо стоим за европейскую перспективу Западных Балкан» (неудивительно, ведь Западные Балканы — традиционная зона интереса Германии). Правительство Северной Македонии и, прежде всего, премьер-министр Зоран Заев, ввиду этого надеются, что Ангела Меркель приложит все усилия, чтобы убедить Францию допустить Македонию до начала переговоров о вступлении в ЕС в октябре этого года.
Но надо помнить, что Меркель уходит с поста канцлера Германии в сентябре, и не факт, что новый канцлер будут так же симпатизировать Западным Балканам.
Кроме того, после недавней смены руководства основных институтов ЕС новые чиновники озвучили, что основным приоритетом для ЕС станет проведение внутренних реформ и консолидация имеющихся членов, а вопрос приема новых останется периферийным: реальное расширение ЕС прогнозируется только в 2030 году. Для балканских стран (и, прежде всего, для македонского правительства, но об этом — далее) эта новость сравнима с катастрофой.
А начиналось все оптимистично. Еще в 1993 году правительство Македонии заявило о том, что стратегическим приоритетом страны является вступление в ЕС и в НАТО. Заявка была подана 22 марта 2004 года. 9 ноября 2005 года Европейская комиссия приняла решение дать Македонии статус кандидата, который фактически был предоставлен 17 декабря 2005 года. Год назад, 28 июня 2018 года, премьер-министр Зоран Заев публично заявил, что начало переговоров о вступлении в ЕС назначено на июнь 2019 года. 14 июля 2018-го в 15 городах страны власти организовали по такому поводу большой государственный праздник. Нельзя не упомянуть, что организован он был в преддверии референдума о переименовании Македонии, так как с 2005 года до недавнего времени все правительства страны уверяли народ в том, что главным препятствием на пути в ЕС был спор с Грецией о названии государства.
Сейчас очевидно, что несмотря на Преспанское соглашение с Грецией и смену названия, несмотря на подписание договора о дружбе с Болгарией (согласно которому Македония отказалась от части свой истории), несмотря на выполнение условий албанских партий ради их политической лояльности по отношению к премьеру, Македония по-прежнему далека он ЕС. И хотя по факту правительство действительно провело некоторые реформы, которые требовали европейцы, премьер-министр Зоран Заев и министр иностранных дел Никола Димитров оказались неспособны осознать более широкой картины происходящих в ЕС процессов. «Холодный душ от Макрона» ознаменовал стратегическое поражение премьера, который поставил все на одну карту.
Его политическое будущее многим оппонентам кажется решенным: они заявляют, что яркая звезда Заева быстро сойдет с политической сцены, ведь каждый день публичное поле сотрясают все новые коррупционные скандалы, в которых фигурируют министры, директора государственных агентств и институтов, в то время как Заев оставляет их на своих постах. Приходя к власти, он обещал народу высокие зарплаты и новую модель экономики, давал надежду на лучшую жизнь в обществе равных для всех возможностей. В течение всего двух лет он и его правительство доказали, что это был блеф и пустые обещания. В доказательство этого мы наблюдаем стремительное падение рейтингов: так, накануне президентских выборов, прошедших в апреле этого года, правящая партия СДСМ имела перед основным конкурентом ВМРО ДПМНЕ небольшое, но все же преимущество в 2,5%. Июньские опросы показали, что теперь уже ВМРО ДПМНЕ имеет преимущество перед СДСМ в 3%.
В Македонии грядут перемены..
Balkanist.ru. 12.07.2019