Индо-Тихоокеанский регион: точка зрения АСЕАН

Дальнейшее развитие американоцентричной версии Индо-Тихоокеанского региона грозит углубить раскол внутри АСЕАН, подрывая ее основополагающие принципы, такие как неприсоединение, балансирование между великими державами, внеблоковый статус. В этой связи продвижение собственной версии Индо-Тихоокеанского региона стоит рассматривать, как попытку АСЕАН сохранить за собой центральную роль в формировании региональной архитектуры безопасности, считает Александр Королев, младший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ.

В настоящее время термин «Индо-Тихоокеанский регион» все стремительнее врывается в экспертный и официальный дискурс большинства государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Не остались в стороне от активных обсуждений ИТР и страны Юго-Восточной Азии, которым в силу своего географического положения, экономической и военно-стратегической значимости суждено стать одним из важнейших элементов новой концепции. Если не ключевым.

23 июня 2019 года «десятка» АСЕАН официально опубликовала свое видение Индо-Тихоокеанского региона, которая существенно отличается от американской версии. Стоит отметить, что еще раньше отдельные страны АСЕАН активно высказывались за продвижение данной концепции. Так, например, Индонезия, которая путем развития сотрудничества с государствами Индо-Тихоокеанского региона стремится стать «глобальной морской опорой», первой из стран АСЕАН представила концепцию ИТР на полях асеаноцентричной диалоговой площадки.

Выступая на заседании Восточноазиатского саммита (ВАС), министр иностранных дел Индонезии Ретно Марсуди призвала остальных членов Ассоциации внести вклад в создание «открытого, прозрачного, всеобъемлющего» Индо-Тихоокеанского региона.

Подготовленный участниками АСЕАН документ углубляет и уточняет позицию «десятки» по Индо-Тихоокеанскому региону и месту Ассоциации в инициативе.

По мнению составителей «видения», Юго-Восточная Азия находится в центре динамично развивающихся экономических и политических процессов в регионе. Следовательно, именно АСЕАН должен играть ключевую роль в формировании нового геостратегического пространства.

В данном случае логика Ассоциации проста и понятна. АСЕАН сталкивается с рядом внутренних и внешних проблем, которые подрывают единство и позиционирование АСЕАН в качестве ведущего регионального игрока. Это и застарелые территориальные конфликты между странами объединения, и различные оценки влияния китайской инициативы «Пояса и пути» на национальные экономики, и особенно – отсутствие консенсуса внутри АСЕАН по проблеме Южно-Китайского моря и реагированию на «китайскую угрозу».

Наряду с этим дальнейшее развитие американоцентричной версии Индо-Тихоокеанского региона грозит в еще большей степени углубить раскол внутри АСЕАН, подрывая ее основополагающие принципы, такие как неприсоединение, балансирование между великими державами, внеблоковый статус.

В настоящее время США и партнеры по QUAD (Четырехстороннему стратегическому диалогу по безопасности) принимают активные меры по вовлечению стран Юго-Восточной Азии в свою орбиту, в особенности – Вьетнама. Об этом свидетельствует тот факт, что Вьетнам находится на первом месте в списке приоритетных партнеров Вашингтона среди государств АСЕАН в опубликованном 1 июня 2019 года отчете Министерства обороны США, посвященному стратегии ИТР.

Кроме того, неслучайно, что именно во вьетнамском Дананге в ходе саммита АТЭС в 2017 году президент США Дональд Трамп впервые представил видение «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона».

Характерно, что во Вьетнаме наблюдается наиболее позитивное отношение к Индо-Тихоокеанскому региону среди всех стран-членов АСЕАН. Согласно опросу Австралийского института стратегической политики, проведенному в октябре 2018 года, 69% респондентов положительно отзываются об этой инициативе. Более того, 88% вьетнамцев отметили необходимость развития QUAD для укрепления региональной архитектуры безопасности.

В этих условиях АСЕАН нуждается, по крайней мере на декларативном уровне, в продвижении многостороннего формата, который сохранит столь сакральный для лидеров Ассоциации принцип, как центральная роль АСЕАН.

При этом речь не идет о создании новых институциональных механизмов. Асеановское видение Индо-Тихоокеанского региона предполагает активное вовлечение уже существующих диалоговых площадок по вопросам безопасности. Это прежде всего Восточноазиатский саммит (ВАС), Региональный форум АСЕАН (АРФ) и Совещание министров обороны АСЕАН +8 (АСЕАН СМО+8).

Еще одной отличительной особенностью документа является увязка экономических планов АСЕАН с развитием многостороннего взаимодействия в Индо-Тихоокеанском регионе. Страны АСЕАН на протяжении долгого времени продвигают идею по наращиванию региональной взаимосвязанности и укреплению Сообщества АСЕАН.

В представлении правящих элит АСЕАН концепция ИТР – это дополнительный источник привлечения зарубежных инвестиций, активизации существующих проектов (экономический коридор BIMP-EAGA), углубления взаимодействия с иными интеграционными инициативами и объединениями (Ассоциация стран Индийского океана, БИМСТЕК).

Отдельно стоит отметить, что в отличие от американской версии ИТР государства АСЕАН намеренно избежали использования чувствительных формулировок, присущих официальному дискурсу США и партнеров по QUAD. Так, к примеру, в силу специфики политических режимов в Юго-Восточной Азии «десятка» АСЕАН не стремится увязать ИТР с вопросами защиты прав человека и демократическим устройством в странах-участниках инициативы.

Наконец, еще одним принципиальным моментом «видения АСЕАН» служит отсутствие противопоставления Азиатско-Тихоокеанского региона Индо-Тихоокеанскому. Основные достижения и стратегические планы АСЕАН напрямую связаны с развитием основных геоэкономических и геостратегических процессов в АТР. Поэтому использование в официальных документах и заявлениях термина «Индо-Тихоокеанский регион» вместо привычного «Азиатско-Тихоокеанский регион» едва ли встретит поддержку в правящих кругах Ассоциации.

Таким образом, попытка АСЕАН предложить свою модель развития региональных процессов представляется обоснованной и своевременной. Однако на данный момент остается под вопросом, в какой степени асеаноцентричная концепция ИТР сможет заинтересовать своих региональных партнеров и будут ли США и другие участники QUAD координировать свои стратегические планы с учетом видения АСЕАН.

Международный дискуссионный клуб "Валдай". 03.07.2019

Читайте также: