Форум регионов Беларуси и России: между нефтегазом и гуманитарной повесткой

16-18 июля в Санкт-Петербурге состоялся VI Форум регионов Беларуси и России. Накануне многие журналисты и эксперты достаточно активно спекулировали вокруг отношений двух стран и будущего Союзного государства. Оппозиционный депутат белорусского парламента даже объявила сбор подписей в поддержку ликвидации союзных отношений двух стран. Чем вызван столь бурный ажиотаж? Каких результатов ожидали, и что в итоге получили по итогам проведения Форума регионов? На эти и другие вопросы отвечает сопредседатель редакционного совета «Евразия.Эксперт» Петр Петровский.

С момента проведения пятого Форума регионов в Могилеве прошло меньше года. Однако за этот период как сменились послы двух стран в Минске и Москве, так и обновилась повестка дня союзного строительства.

Не секрет, что общественность России и Беларуси очень пристально ожидала итогов Форума. Ведь перед ним более полугода при правительствах Беларуси и России работала совместная группа Орешкина-Крутого по разработке дорожной карты дальнейшей интеграции, вокруг деятельности которой разогрето огромное количество любопытства. Это связано как с закрытым форматом самих переговоров, так и, зачастую, с противоречивым характером той скупой информации, которая все-таки просачивается в СМИ.

Не следует забывать и явно заказных спекуляций на эту тему. Часть либеральной общественности, традиционно с презрением и неприязнью относящаяся к идеям Союзного государства, пугала белорусов утратой суверенитета из-за ужасной «империалистической» России, а россиян – «нахлебниками-белорусами» и их хитрым и изворотливым «батькой».

К этому активно подключилась часть прозападных СМИ и НКО. Великобритания на борьбу с евразийскими интеграционными процессами в информационном поле в 2019 г. выделила более 5 млн. фунтов стерлингов. Поэтому и неудивительно, что интернет кипел, а «независимые» СМИ искали любой повод поиздеваться над интеграцией.

Принципиальные вопросы

Очередной Форум регионов рассматривался как определенный маркер, по которому можно оценить развитие как переговорного процесса, так и уровня разработанности дорожной карты интеграции. Накануне группа Орешкина-Крутого докладывала президентам и общественности, что уровень подготовленности документа составляет 70‑90%. Однако на встрече с госсекретарем Союзного государства Беларуси и России Григорием Рапотой, Президент Беларуси Александр Лукашенко констатировал, что рабочая группа так и не предоставила ему окончательный документ дорожной карты.

Подобная констатация факта звучала и в процессе встречи Лукашенко и президента России Владимира Путина в момент самого Форума регионов. Было признано, что 20% вопросов еще не согласовано, и они носят принципиальный характер.

Понятно, что для белорусской стороны такой характер носят вопросы энергетики, доступа белорусской продукции на рынки Российской Федерации, а также вопросы промышленной кооперации.

В ходе выступления Лукашенко и Путиным была озвучена информация, что между президентами имеются принципиальные договоренности, которые должны существенно повлиять на темпы подготовки дорожной карты дальнейшей интеграции. Данные договоренности пока не озвучиваются. Видимо, они станут известны уже из контекста самой дорожной карты, которая будет озвучена к 8 декабря.

И этот срок не случайно установлен Лукашенко. 8 декабря является не только двадцатилетним юбилеем Союзного договора, но и окончанием финансового года, а значит и действия контракта по газу.

Оставаться без четких договоренностей в сфере энергоресурсов является для Беларуси непозволительной роскошью. Это и лишние риски неопределенности в плане экономического прогнозирования и инвестиционного климата.

Более того, Беларусь мучает вопрос и налогового маневра, который также не решен. По данным концерна Белнефтехим за январь-май 2019 г. белорусский бюджет уже недополучил около $130 млн. Если вопрос не будет решен, то к 2025 г. Беларусь недополучит около $10 млрд. МВФ прогнозирует потери Беларуси от налогового маневра к 2024 г. на уровне 5% ВВП.

Посол Беларуси в Москве Владимир Семашко в интервью телеканалу «Россия-24» констатировал, что для Беларуси налоговый маневр неподъемен, уточнив, что белорусские НПЗ не имеют доступа к дешевым западным кредитам под 4-5% (имеются только внутренние под 16-17%). Разница же в цене на сырье в сравнении с российскими НПЗ к концу маневра будет на уровне 16-17% не в пользу Беларуси. Поэтому говорить о каких-то перспективах здесь не приходится.

Вопрос по газу также все больше нервирует общественность и участников переговорного процесса. Фактически не выполнены сроки выработки общей формулы формирования стоимости газа. Следует напомнить, что согласно протоколу от            13.04.2017 г. к межправительственному соглашению от 25.11.2011 г. уже 1 июля 2019 г. должно было быть подписано соглашение по газу с соответствующей формулой цены, позволявшей Минску выйти к 2025 г. на ценообразование газа уровня Смоленской области России, т.е. перейти от существующего коэффициента формирования цены на газ в 1,84 к коэффициенту 1,0. Потому энергетическая составляющая и довлеет над белорусской стороной, требуя ускорить темпы переговоров и выработки дорожной карты.

С другой стороны, сам факт нерешенности вопросов рабочей группой к Форуму регионов демонстрирует неспособность ведомств двух стран самостоятельно, эффективно и без вмешательства лидеров двух стран решать накопившиеся вопросы. Очевидно, что формат переговоров «Лукашенко-Путин» остается центральным. Без прямого вмешательства сверху, пока невозможно принимать решения или даже предлагать варианты дорожных карт.

Региональная и гуманитарная повестка дня

Однако прежде всего Форум был посвящен сотрудничеству регионов двух стран. Он задумывался с целью обойти бюрократические препоны центральной власти и организовать сотрудничество между регионами Беларуси и России напрямую. Лукашенко не единожды признавался, что именно формат сотрудничества регионов спас Союзное государство от возможной дезинтеграции.

За шесть лет его функционирования было подписано более 350 соглашений. В Санкт-Петербурге к ним прибавилось еще около 80 на сумму около $500 млн. Форум объединяет все регионы Беларуси и более 70 регионов Российской Федерации, и такой широкомасштабный охват демонстрирует его востребованность и эффективность.

В этом году Форум регионов был посвящен формированию единого культурного и гуманитарного пространств. Это вызвано тенденциями смены поколений, когда молодежь, выросшая в суверенных и независимых странах, не имеет достаточных возможностей в образовательной, социальной, волонтерской, научной мобильности. Все это выступает предпосылкой дезинтеграции между молодыми поколениями двух стран.

Инициативы Форума регионов как раз и направлены на формирование конкретных инструментов и механизмов интенсификации мобильности среди молодежи. Это и создание условий для межвузовских обменов, поступления молодежи Беларуси и России соответственно в вузы России и Беларуси, выработка совместных учебных программ и т.д.

По итогам Форума был подписан договор о создании Ассоциации вузов двух стран, принята программа по проведению совместных мероприятий до 2021 г. Также принято решение о создании молодежного технопарка в Могилеве. В общей сложности на 2019 г. действует более 1300 соглашений в научно-образовательной сфере в рамках Союзного Государства.

Что делал на Форуме Виктор Медведчук?

Деятельность Форума регионов направлена не только на внутренние дела Союзного государства, но также и вовне. Это прежде всего касалось встречи Путина и Лукашенко с Виктором Медведчуком, лидером украинской партии «Оппозиционная платформа – За життя». Понятно, что центральной темой разговора были вопросы разрешения конфликта на Донбассе, в которых Медведчук, хоть и как частное лицо, является одним из ведущих специалистов.

С другой стороны, парламентская предвыборная кампания диктует свои форматы, и для Медведчука очередная встреча с лидерами Беларуси и России является еще одним инструментом повышения рейтинга своей партии среди жителей юго-востока Украины.

С третьей стороны, многие эксперты склонны видеть во встрече также обсуждение некоторых вопросов нефтегазовой сферы. Известно, что семья Медведчука имеет активы в энергетике. Возможно, вопрос нефтяного налогового маневра будет решаться, в том числе комплексно, через перенаправление экспорта белорусских нефтепродуктов в Украину на компании близкие Медведчуку.

P.S.

Да, на Форуме регионов не была подписана дорожная карта дальнейшей интеграции, и на это указывают скептики и пессимисты. Однако лидерами двух стран было продемонстрировано желание вести дальнейшую работу по соглашению, ведь для экспортоориентированной экономики Беларуси – это вопрос жизни и смерти, а для России как лидера евразийской интеграции – имиджевая демонстрация способности к интеграции не хуже других.

Однако, за чисто прагматическими «принципиальными» вопросами имеются еще и гуманитарные, человеческие ценности, которые связаны с глубокими историческими связями и взаимоотношениями, диктующими перед Союзным государством задачу сделать так, чтобы белорусы и россияне чувствовали себя в России и Беларуси как свои. А для этого руководство обеих стран может пойти наперекор даже мнениям некоторых корпораций и все же пролоббировать некоторые решения. В частности, решение об отмене роуминга, которое вот-вот подпишут ведомства обоих стран, что еще полтора года назад казалось совершенно невозможным.

Евразия.Эксперт. 19.07.2019

Читайте также: