Премьер Молдавии начинает чистку с судей и прокуроров

Светлана Гамова

В понедельник в Республике Молдова (РМ) приступили к работе новые министры правительства Майи Санду. Им предстоит выявить и заменить тех работников аппарата, которые поддерживают отстраненную от власти Демократическую партию. Лидер Народно-социалистической партии Виктор Степанюк пояснил «НГ», что таковых немало не только в правительстве, но также в прокуратуре, судах. Первыми, с кого могут начать, это судьи Конституционного суда (КС), накануне распустившие парламент.

Главное, по мнению Виктора Степанюка, – сохранить коалицию, созданную Партией социалистов (ПСРМ) и блоком проевропейских партий ACUM, которая привела к отставке узурпировавшей власть Демпартии.

Для этого парламент, управляемый лидером социалистов Зинаидой Гречаной, и правительство, руководимое сопредседателем ACUM Майей Санду, должны уметь договариваться. По мнению Степанюка, они доказали, что могут это делать, когда делили власть.

Но фактически президент Игорь Додон, неформальный лидер социалистов, у которых в парламенте самая многочисленная фракция, уступил ACUM 80% правительства – в нем только два представителя соцпартии: вице-премьер по реинтеграции Василий Шова и министр обороны Павел Войку. Известно, что социалисты претендовали также на пост министра иностранных дел, но потом уступили его правым партиям. Молдавский политик Виктор Степанюк считает, что, учитывая ситуацию, когда страну могли охватить массовые манифестации с непредсказуемыми последствиями, президент Додон принял правильное решение, обеспечив мирный уход из власти олигарха Владимира Плахотнюка и руководимой им Демократической партии.

Напомним, что Плахотнюк, не занимая руководящих постов в государстве, 10 лет единолично управлял Молдавией, контролируя правительство, суды и прокуратуру. В результате республику с подачи главы Совета Европы Турбьерна Ягланда стали называть «страной, захваченной олигархами». Учитывая, что РМ заключила соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, ситуация становилась скандальной. И когда была создана коалиция симпатизирующих РФ социалистов с проевропейским блоком ACUM, ее поддержали одновременно ЕС, США и Россия. Надо отметить, что Демпартия подала в отставку после встречи ее лидеров с послом США в РМ Дереком Хогганом, накануне слетавшим в Вашингтон, видимо, для консультаций. Сегодня роль посла США в сдаче демократами своих позиций не отрицает и президент Игорь Додон. Но в целом смена диктаторского режима в Молдавии – заслуга совместных действий ЕС, США И России.

Сегодня многие в стране задают вопрос: что дальше? Демократическая партия осталась в парламенте и грозит в скором времени взять реванш. И хотя в то, что демократы вернутся во власть, верится с трудом, все же они могут мешать работать коалиции и, более того, попытаются внести в нее раскол.

При этом демократы могут использовать «чужих» политиков. Виктор Степанюк считает, что одним из них может стать Ренато Усатый, возглавляющий «Нашу партию». В свое время эта партия была самой популярной в стране. Усатого даже избрали мэром города Бельцы. Но от выборов партию отстранили. А затем на Усатого завели уголовные дела и он покинул Молдавию. Так как электорат «Нашей партии» – левый, то возвращение в молдавскую политику ее лидера может означать снижение избирательного потенциала у социалистов. А это на руку демократам.

Политолог Дионис Ченушэ утверждает, что Усатый станет главным соперником Игоря Додона на президентских выборах в 2020 году, «если ничего не изменится».

Политолог Борис Шаповалов также связывает появление Усатого в Молдавии с созданной накануне правящей коалицией.

«Плахотнюк бежал, но это не значит, что Молдова перестала быть «захваченным государством». Пока в министерствах, судах, прокуратуре, армии, Конституционном суде, СМИ находятся люди Плахотнюка, все эти государственные и частные учреждения будут продолжать выполнять волю своего беглого, но щедрого хозяина. Пока ДПМ будет изображать из себя жертву – оппозиционную партию, медиахолдинг Плахотнюка будет делать всё для того, чтобы разрушить альянс акумовцев и социалистов», – подчеркнул Шаповалов. По его словам, многие политические аналитики говорят о том, что Усатый, используя предстоящие выборы в местные органы власти, будет пытаться разрушить хрупкое согласие между бывшей правой и левой оппозицией (ACUM и ПСРМ), которые сегодня стали правящим парламентским большинством. И эти действия Усатого «объективно на руку Демократической партии, ушедшей в вынужденную оппозицию».

В то же время депутат от Демократической партии Серджиу Сырбу утверждает, что прекрасно чувствует себя в качестве оппозиционного парламентария и обещает в ближайшем будущем стать «кошмаром» для своих коллег из ACUM и ПСРМ.

Посткризисные расчеты Демпартии исходят из того, что новая власть стоит на перепутье изменчивых обстоятельств, пишет политолог Дионис Ченушэ в аналитической статье для Агентства IPN. Новые политические условия и исчезновение общего врага могут уменьшить консенсус внутри ACUM, прогнозирует эксперт. Демократы могут попытаться дестабилизировать коалицию ACUM–ПСРМ, в том числе посредством таких инициатив, как вотум недоверия президенту Игорю Додону, который может быть обвинен в продвижении российских интересов, полагает Ченушэ.

В то же время министр внутренних дел Андрей Нэстасе сообщил, что начал ряд внутренних расследований в рамках министерства, которое он возглавляет. По его словам, фигурантами этих расследований являются некоторые высокопоставленные чиновники.

«Все, кто виновен в совершении преступлений против граждан, должны понести ответственность. Я начал ряд расследований, которые хочу довести до конца. Я хочу продемонстрировать людям, что может быть иначе. Давайте создадим министерство внутренних дел, которое позаботится о безопасности граждан», – сказал министр.

Что же касается Усатого, то прокуратура аннулировала мандат на его арест, чем вызвала вопросы у премьер-министра. «Премьер-министр не может давать указания прокурорам и не может вмешиваться в юстицию, и я никогда этого не буду делать. Но решение об отмене ордера на арест Ренато Усатого вызывает большие вопросы. Этим решением прокуроры либо признают, что дело было составлено по политическому заказу, и тогда мы должны знать, кто давал этот заказ, а те, кто выполнял его, должны подать в отставку, либо законность этого решения имеет сомнительный характер. В этом случае ответственные прокуроры также должны ответить перед законом. Чтобы было ясно тем, кто пытается воспользоваться этим переходным периодом, в скором времени мы очистим юстицию от коррумпированных людей старой системы, которые работают по чьей-то команде, а не в интересах граждан и в соответствии с правовыми положениями», – отметила Майя Санду. Первыми, с кого может начать премьер, – судьи Конституционного суда, которые сначала распустили парламент, а после падения режима Плахотнюка – отменили свое решение об этом. А также ряд других решений, вызывавших сомнение даже у экс-судей КС.

Независимая газета. 17.06.2019

Читайте также: