Минск не хочет говорить о союзной интеграции

Антон Ходасевич

Власти Белоруссии отказываются комментировать ход переговоров об углублении интеграции. В то же время российская сторона утверждает, что позиции сторон согласованы на 90%. Местная общественность строит догадки относительно причин замалчивания такого важного вопроса.

Москва и Минск в минувшую субботу снова обсудили вопросы углубления интеграции. Встреча состоялась на уровне министров – сопредседателей специально созданной рабочей группы. С российской стороны ее возглавляет министр экономического развития РФ Максим Орешкин, а с белорусской – министр экономики Дмитрий Крутой. Белорусская сторона традиционно подробностями переговоров не делится. «Идет рутинная работа», – ранее ответил назойливым журналистам министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей.

Местной общественности, которая активно и пока безрезультатно добивается от правительства информации о содержании интеграционных переговоров, приходится довольствоваться той скудной информацией, которая иногда поступает с российской стороны. В частности, по итогам субботней встречи Максим Орешкин сообщил, что программа интеграции согласована на 90%. «Сегодня мы просидели четыре часа, в переговорах участвовали представители разных ведомств – Минфина, ЦБ, налоговых, таможенных органов, целого ряда других. Было детальное обсуждение», – рассказал он. То есть за последние три недели продвинуться удалось на 20%, поскольку тогда белорусский премьер Сергей Румас называл цифру в 70%. «Обсуждается весь комплекс вопросов, в том числе, например, регулирования в промышленной сфере, включая топливно-энергетическую сферу, регулирование в сельском хозяйстве. Здесь есть понимание, на что мы должны выходить», – пояснил Максим Орешкин. Он также рассказал, что встреча на уровне премьер-министров состоится в следующую пятницу, 21 июня, и они будут рассматривать два документа: «дорожную карту» действий и «некий концептуальный документ, который будет описывать принципы, на базе которых движение будет происходить». Министр пояснил, что страны намерены сформировать «единые правила хозяйствования компаний и единые условия для жизни людей» и «сделать такую некую бесшовную историю единого экономического пространства между двумя государствами».

Он подтвердил и то, что вопрос введения единой валюты в повестке дня также присутствует, но обсуждают его в основном центральные банки стран. «Есть и вопросы о единых принципах той же денежно-кредитной политики», – признался он.

При этом, рассказывая о ходе переговоров, чиновник постоянно подчеркивает, что все договоренности находятся исключительно в рамках Союзного договора и никак не больше, реагируя таким образом на упреки и подозрения экспертов, утверждающих, что союзники задумали некую интеграционную конструкцию, угрожающую суверенитету Белоруссии. «Действительно никто не выходит за рамки договора, все одинаково понимают конструкцию», – подтвердил и Дмитрий Крутой. Он, кстати, сообщил, что в планах очень оперативная реализация достигнутых договоренностей. «Каждая отрасль, каждый регулятор будут иметь «дорожную карту» по унификации соответствующего законодательства с выходом примерно на 2021–2022 годы реализации», – сказал он.

Заявления официальных лиц о «безвредности» углубления интеграции совсем не успокаивают белорусскую общественность. «Реализация договора о создании Союзного государства как раз и означает государственное объединение. Ведь там речь идет о формировании единых органов власти, принятии Конституционного акта нового государства, переходе к единой валюте, а это и есть объединение, точнее, даже поглощение Беларуси Россией», – считает политолог Валерий Карбалевич. Эксперт отмечает, что российская сторона не случайно делится информацией гораздо более охотно, чем белорусская. «Понятно почему. Ведь переход Беларуси на российский рубль лишает ее возможности проведения самостоятельной экономической политики. Без собственных денег зависимость Беларуси от Москвы будет примерно такая, как в любой российской губернии», – рассуждает эксперт.

Молчание официального Минска сопровождается его внешней покладистостью, отмечают эксперты. В частности, не осталось незамеченным высказывание белорусского посла в России Владимира Семашко. «Теперь мы переживаем принципиальный этап, когда решаем двигаться дальше в рамках Союзного государства... Мы же сегодня констатируем, что мы должны выйти на новый этап. Вместе мы сильнее», – сказал он, выступая на торжественном мероприятии по поводу Дня России в Минске. «До сих пор риторику об «углублении интеграции» использовали только российские официальные лица. Почему теперь белорусский посол запел в унисон? Пока мало понятно, что означает это странное заявление Семашко. Демагогическая риторика для задабривания российских союзников или готовность сдаться на милость империи?» – задается вопросом Валерий Карбалевич.

Местная общественность рассчитывает, что хотя бы какие-то намеки на истинные намерения союзников появятся в 20-х числах июня. Как сообщалось ранее, президенты поручили правительству сверить интеграционные планы к 21 июня, после чего они сами будут их рассматривать.

Независимая газета. 16.06.2019

Читайте также: