«Если будет нужно, мы начнем выводить людей на улицы»

Алексей Забродин, Екатерина Постникова

Лидер Молдавии Игорь Додон не исключает того, что сформированная недавно коалиция Партии социалистов (ПСРМ) и блока Acum может досрочно прекратить свое существование. Об этом президент рассказал в интервью «Известиям», подчеркнув, что одна из задач сложившегося альянса — освободить государственные институты от влияния молдавского бизнесмена Владимира Плахотнюка, возглавляющего Демократическую партию Молдавии (ДПМ). Именно она сейчас активно выступает против нового правительства.

8 июня поддерживающая президента ПСРМ (35 мест в парламенте из 101) и проевропейски настроенный блок Acum (26 мест), наконец, смогли сформировать коалиционное правительство. Его возглавила член Acum Майя Санду. При этом накануне Конституционный суд (КС) постановил распустить парламент, который не смог сформировать кабмин в течение отведенных ему трех месяцев после выборов — до 7 июня. Сторонники ДПМ настаивают на том, что три месяца — это 90 дней, а потому обозначенный КС срок является единственно верным. В блоке Acum говорят о календарных месяцах (крайний срок 9 июня), а Игорь Додон и вовсе предлагает отсчитывать срок с первого заседания парламента (до 21 июня). Все это происходит на фоне массовых протестных акций ДПМ против действующего руководства страны.

В итоге 9 июня КС постановил лишить Игоря Додона полномочий президента и передать их и.о. премьер-министра, первому вице-председателю ДПМ Павлу Филипу, который, в свою очередь, распустил парламент и назначил на 6 сентября досрочные парламентские выборы. Несмотря на это, законодательный орган Молдавии намерен продолжать свою работу. Тем временем Демократическая партия инициировала сбор подписей за отставку Игоря Додона, обвинив его в «предательстве Родины и узурпации власти».

Ряд стран и объединений — от США и Еврсоюза до России — уже заявили о готовности сотрудничать с новым коалиционным правительством. Согласно заявлению МИД РФ, сделанному 10 июня, в Москве «настроены на совместную работу с демократически избранными органами власти Молдавии».

— Учитывая, что коалиция в составе Партии социалистов и блока Acum обладает большинством в парламенте, чего сейчас пытается добиться Демократическая партия и насколько обоснованны ее претензии?

— Они надеются, что смогут и дальше узурпировать власть. Сейчас они пытаются сохранить те доминирующие позиции, на которых находились последние четыре года, при этом не имея поддержки большинства населения. Думаю, это сделать им не удастся. Впервые за долгие годы в Молдове правые и левые политические силы, которые придерживаются прямо противоположных взглядов в том числе и по вопросам геополитики, нашли в себе силы и политическую мудрость объединиться. Среди жителей страны также есть консенсус по этому вопросу — я уверен, что сформированный альянс поддерживают порядка 70–80% населения. Кроме того, уже полным ходом идет признание сформированной коалиции нашими внешними партнерами: ее легитимность подтвердил Евросоюз, свою позицию выразили Россия и Соединенные Штаты. Поэтому я уверен, что ничего у Демократической партии не получится.

— Создается впечатление, что Конституционный суд находится под контролем ДПМ. Как вы планируете отстаивать свою легитимность и законность сформированного правительства в условиях такой политической борьбы?

— В первую очередь мы будем повышать давление внутри страны — если будет нужно, мы начнем выводить людей на улицы. Вместе с тем я думаю, что ключевым элементом станет внешнее давление, признание легитимности зарубежными партнерами.

— Как парламент намерен выстраивать отношения с КС?

— Мы рассматриваем разные варианты выхода из сложившейся ситуации. Думаю, некоторые судьи КС в ближайшее время могут поменять свои позиции, в особенности с учетом международного признания. Мы также рассматриваем возможность изменить закон о назначении и снятии судей КС.

— Сейчас в стране складывается так называемый режим двоевластия. Если вам удастся взять верх над ДПМ, грозят ли тем, кто проводит акции и активно выступает против коалиции, какие-либо правовые последствия?

— Конечно. Сейчас идет грубое нарушение законодательства, конституции. Ведется узурпация власти и полномочий Конституционного суда со стороны некоторых государственных институтов, включая министерства. Поэтому, конечно, им придется ответить по закону.

— На фоне всех этих событий как обстоят дела в Приднестровье?

— Пока в этом регионе спокойно. Однако нужно понимать, что там очень сильны позиции партнеров по бизнесу Владимира Плахотнюка (молдавский бизнесмен, председатель ДПМ. — «Известия»), и они могут попытаться раскачать ситуацию. Сейчас они теряют власть и влияние в стране, а потому готовы к любым, даже самым отчаянным поступкам.

— Вы уже сказали, что позиции Партии социалистов и блока Acum по вопросам в том числе внешней политики принципиально отличаются. Не помешают ли эти расхождения работе коалиции?

— Этот альянс может быть либо долгосрочным и просуществовать все четыре года отведенного ей мандата, либо же краткосрочным. Во втором случае ее задача состоит в том, чтобы освободить государственные институты от влияния Плахотнюка, а затем в конце этого или начале следующего года провести досрочные демократические выборы. Этого я тоже не исключаю.

Известия. 11.06.2019

Читайте также: