«В Астане точно встретимся, если понадобится, то и в Петербурге общение будет»

Кирилл Кривошеев

Премьер-министр Армении Никол Пашинян в пятницу рассказал, что уровень его поддержки населением      по-прежнему превышает 80%. При этом, по словам господина Пашиняна, если раньше высокий рейтинг в значительной степени объяснялся неприятием старых властей, то теперь его начинают поддерживать за конкретные достижения. Одно из них — антикоррупционная кампания, хотя некоторым она и кажется недостаточно жесткой. Никол Пашинян подчеркнул, что не вмешивается в вопросы правосудия, в противном случае его предшественник Серж Саргсян «давно был бы в тюрьме». Затронул премьер-министр и вопросы отношения с Россией, отметив, что «в целом доволен» степенью взаимопонимания с Москвой.

Начиная встречу с российскими журналистами, премьер Армении Никол Пашинян поделился результатами свежего опроса Gallup International, из которого следует, что его поддержка населением по-прежнему превышает 80%. Примерно такие показатели были у него и ранее, однако сам господин Пашинян отметил, что ощущает рост народного доверия. «Во время революции эта поддержка, может быть, была направлена против прежних властей. Сейчас эти настроения изменяются, и они отражают не только негативное отношение к прошлому правительству, но и позитивное отношение к нынешнему».

На пресс-конференции 8 мая Никол Пашинян подробно рассказал о своих достижениях за первый год у власти (премьером он стал именно 8 мая 2018 года), отметив ко всему прочему и уровень отношений с Россией. В пятницу он также подчеркнул, что «в целом доволен» степенью взаимопонимания с Москвой, хотя и есть «пара вопросов», которые хотелось бы решить до конца года. Впрочем, раскрыть Никол Пашинян согласился лишь один из этих вопросов. Это цена на российский газ, которая кажется ему дискриминационной. Напомним, эту тему армянский премьер поднимал в ходе своего прошлого визита в Москву, когда он посещал штаб-квартиру Евразийской экономической комиссии. Перспективы успешно урегулировать вопрос, по словам Никола Пашиняна, есть. «Наши российские коллеги не отрицают возможность такого развития»,— сказал он.

Премьер Армении также отметил, что вскоре планирует встретиться с президентом России Владимиром Путиным.          «В Нур-Султане намечается сейчас заседание Высшего экономического совета Евразийского союза, и в июне я буду участвовать в экономическом форуме в Санкт-Петербурге. В Астане (прежнее название Нур-Султана.— “Ъ”) точно встретимся, если понадобится, то и в Петербурге общение будет, конечно»,— отметил он.

В ходе беседы с журналистами затронул Никол Пашинян и тему Нагорного Карабаха, но лишь подтвердив свое намерение добиться включения властей непризнанной республики в переговорный формат. Впрочем, на этот раз он использовал новую формулировку: «У меня нет аргументов, на каком основании я должен представлять в переговорном процессе Нагорный Карабах. Это не вопрос каприза, это просто вопрос эффективности переговорного процесса. Если кто-то считает по-другому, значит, он считает, что Нагорный Карабах — часть Армении. Если так — давайте это зафиксируем в документах». При этом ответить на вопрос о возможном компромиссе со стороны Еревана для урегулирования конфликта господин Пашинян отказался, заявив, что этот вопрос «нужно задать синхронно всем сторонам и получить ответ синхронно от всех сторон».

В эти дни правительство Нагорного Карабаха упоминается в Армении не только в рамках урегулирования конфликта. Напомним, 16 мая нынешний президент самопровозглашенной республики Бако Саакян вместе со своим предшественником Аркадием Гукасяном приезжали в Ереван, чтобы выступить на самом громком судебном процессе в стране. Политики из Степанакерта решили поручиться за экс-президента Армении Роберта Кочаряна, которого сейчас обвиняют в узурпации государственной власти в марте 2008 года. Таким образом господа Саакян и Гукасян рассчитывают добиться изменения меры пресечения господину Кочаряну. Удалось ли им это, станет известно в субботу — во время следующего заседания суда.

На вопрос “Ъ”, не отразится ли разница во взглядах на дело Роберта Кочаряна на отношениях Еревана и Степанакерта, господин Пашинян ответил осторожно.

По словам политика, он может понять господина Саакяна «с моральной точки зрения», однако «с политической точки зрения возникают некоторые вопросы». «Например, если будет какое-то дело в суде Нагорного Карабаха — как бы они относились, если бы я так же попробовал поручиться за        кого-то? И надо уточнить — в чем они поддерживают Роберта Кочаряна»,— отметил премьер Армении. Он пояснил, что знал о приезде Бако Саакяна заранее и в личной беседе выразил отношение к его поступку. Однако каким именно оно было, подробно раскрыть господин Пашинян отказался.

Никол Пашинян также добавил, что судебное разбирательство в отношении Роберта Кочаряна пользуется широчайшей поддержкой в армянском обществе, а некоторые даже хотели бы видеть на скамье подсудимых еще одного экс-президента — Сержа Саргсяна: «Я честно скажу, меня люди прямо критикуют за то, что Серж Саргсян пока еще находится на свободе. И не просто люди, а СМИ, общественные организации». Но господин Пашинян напомнил, что такие вопросы решают следственные органы, и не по политическим соображениям. В противном случае, по словам армянского премьера, «Серж Саргсян давно был бы в тюрьме».

Коммерсантъ. 17.05.2019

Читайте также: