Владимир Зеленский вышел на международную арену
Галина Дудина
За неделю до окончания предвыборной кампании на Украине кандидаты в президенты Петр Порошенко и Владимир Зеленский попытались заручиться поддержкой внешнеполитических партнеров Киева. В этом чуть больше преуспел действующий президент: за один день он провел переговоры и с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, и с президентом Франции Эмманюэлем Макроном. Его оппонент встретился только с последним, но зато тем самым резко повысил уровень собеседников, готовых его принимать. Для обеих же европейских столиц эти переговоры — попытка удержать Киев в нормандском формате.
Анонсируя встречи с Ангелой Меркель и Эмманюэлем Макроном, президент Украины Петр Порошенко заявил: «На кону судьба государства, судьба не только украинской, но и европейской безопасности, судьба стабильности континента. Именно поэтому эти переговоры важны для Украины и важны для них (лидеров ФРГ и Франции.— “Ъ”)». При этом он не стал упоминать, насколько эти переговоры, фотографии рукопожатий и совместные заявления важны для него лично. Между тем, по данным последнего опроса общественного мнения, проведенного независимым агентством «Рейтинг», Петр Порошенко может получить во втором туре всего 24% голосов — против 61% у Владимира Зеленского (см. “Ъ” от 11 апреля).
На внешнеполитическом фронте дела у действующего президента обстоят лучше: несмотря на попытку придерживаться нейтралитета в разгар избирательной кампании, его согласились принять у себя и канцлер ФРГ, и президент Франции. Последний, впрочем, почти сразу объявил: еще до переговоров с Петром Порошенко он примет в Елисейском дворце и Владимира Зеленского. Ангела Меркель с незнакомым ей политическим неофитом встречаться не стала.
В Кремле предстоящие встречи прокомментировали с иронией, отметив, что с президентом РФ встречи ни один из кандидатов не запрашивал. При этом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков предложил «подождать оценки встречи со стороны главы МВД Украины Арсена Авакова», который накануне первого тура обвинил Москву во вмешательстве в выборы из-за встречи премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с лидером украинской партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Юрием Бойко.
Хотя Ангела Меркель и встречалась уже с Петром Порошенко около 15 раз, вопросы возникли и у немецких журналистов. «Порошенко стоит у выхода, а канцлер за десять дней до итогового голосования принимает человека, который отстает от своего соперника Владимира Зеленского»,— пишет журнал Spiegel. И задается вопросом: «Не вмешивается ли Меркель, принимая президента, в украинскую избирательную кампанию?» Ее пресс-служба поторопилась заверить: ни о каком вмешательстве, «разумеется, речи не идет». Объясниться с прессой попыталась и сама канцлер. «Я приняла решение пригласить президента, с которым нахожусь в постоянном контакте. Мы виделись на Мюнхенской конференции по безопасности, в разных местах и поддерживаем постоянный обмен мнениями»,— заявила она.
Ее собеседник при этом всем видом давал понять, что рассчитывает сохранить кресло президента, и сообщил в пятницу о готовности Берлина выделить €85 млн на развитие социальной инфраструктуры на востоке Украины. Куда сложнее пришлось господину Порошенко в Париже, где его принимали после встречи с соперником. «Без сомнения, французской стороне любопытен феномен Зеленского. Этот новичок на украинской политической сцене, видящий себя "украинским Макроном", за несколько месяцев обошел всех противников»,— пишет Le Monde.
«Думаю, что шансы Зеленского на победу во Франции оцениваются как высокие, иначе не было бы этой встречи с Макроном, этой попытки заранее присмотреться к кандидату и понять его содержательную сторону»,— соглашается Татьяна Кастуева-Жан, руководитель Центра изучения России и новых независимых государств Французского института международных отношений (IFRI). «Опросы украинских социологических служб демонстрируют отрыв Владимира Зеленского от Петра Порошенко более чем в два раза, а по первому туру социология сработала довольно точно,— напомнила эксперт “Ъ”.— С Порошенко понятно, чего ожидать, изменения тут могут быть по каким-то деталям, но не по сути. А вот с Зеленским все гораздо туманнее. Сам кандидат не имеет достаточной подготовки по вопросам внешней политики». По словам госпожи Кастуевой-Жан, в команде кандидата есть подготовленные эксперты по внутренней политике, экономике, финансам, борьбе с коррупцией, но по сложным вопросам — урегулирования на Донбассе, отношений с Россией, газовому транзиту — «опыт команды слаб, если не сказать, что отсутствует». «Конечно, это не может не вызывать вопросов у внешних партнеров, особенно у Франции и Германии, которые являются частью нормандского формата по урегулированию конфликта на востоке Украины. Отказываться от минского и нормандского формата никто не собирается, последствия были бы слишком непредсказуемыми и риски высоки. Но вопрос, как сделать так, чтобы у минского процесса открылось "второе дыхание"»,— говорит собеседница “Ъ”.
Петр Порошенко уже пообещал сразу же после переизбрания инициировать саммит в нормандском формате и использовать эту площадку, чтобы добиться освобождения из России украинских моряков, а также обсудить реализацию минских договоренностей. Вопрос, будет ли эти переговоры проводить он или Владимир Зеленский.
Коммерсантъ. 12.04.2019