В Верховной раде начинается ползучая перегруппировка
Татьяна Ивженко
В Верховной раде собираются зарегистрировать проект постановления о самороспуске сразу после второго тура выборов президента. Об этом заявил экс-кандидат на пост президента Юрий Бойко. Очередные парламентские выборы запланированы на конец октября. Но депутаты говорят о срочном переформатировании, исходя из ситуации с президентскими выборами.
Верховная рада собралась на пленарные заседания после трехнедельного перерыва. До президентских выборов депутаты рассматривали поправки к закону о нормах применения государственного украинского языка. Сейчас продолжили работу над поправками. Судя по темпам, рассмотрение может затянуться до второго тура и дольше.
Юрий Бойко заявил, что деятельность Верховной рады не соответствует запросам общества: «Правящее большинство, которое сформировалось после выборов 2014 года, взяло курс на принятие законов, абсолютно ненужных и бесполезных для людей». Поэтому, как свидетельствуют соцопросы, у парламента рекордно низкий уровень доверия и чрезвычайно высокий уровень недоверия со стороны общества. Группа оппозиционных депутатов, по словам Бойко, собралась на этой неделе зарегистрировать проект постановления о самороспуске Верховной рады и досрочных выборах.
Оппозиционный лидер уточнил, что депутаты потребуют вначале отчета правительства: «Правительство должно объяснить, как так получилось, что вследствие хваленых экономических реформ люди стали нищими». Согласно Конституции, Украина является парламентско-президентской республикой. Правящая коалиция в Верховной раде предлагает президенту кадровый состав правительства (кроме силового блока), а кабинет министров подотчетен и подконтролен парламенту. То есть депутаты вправе требовать отчета от премьера Владимира Гройсмана. Это право ни разу не было реализовано, но теперь на ситуацию повлияла предвыборная кампания.
«Система начинает рассыпаться, происходит переформатирование политических элит. Несмотря на то что Владимир Зеленский еще никому ничего не предлагает, часть депутатов уже начинают демонстрировать показную лояльность, надеясь, что он это заметит. Другие колеблются между Порошенко и Зеленским в ожидании результата выборов», – сказал «Стране» политолог Руслан Бортник.
Чем завершится второй тур, непонятно. Действующий президент Петр Порошенко пытается перехватить инициативу у оппонента. На этой неделе, когда официально был объявлен старт второй части избирательной кампании, в украинских городах появились билборды, на которых Петр Порошенко и Владимир Путин смотрят друг на друга, внизу – подпись: «21 апреля. Решающий выбор». Таким образом, команда Порошенко намекнула, чьи интересы скрываются за победой Владимира Зеленского.
В понедельник вечером украинский президент в ток-шоу «Свобода слова» на канале ICTV объяснил, что он имеет в виду: «Я уважаю Зеленского как прекрасного актера... Более того, я не утверждаю, что он любит Путина или общается с ним. У меня нет такой информации. И, может быть, он искренне хочет хотя бы задекларировать, чтобы страна двигалась в ЕС и НАТО. Но деклараций недостаточно! Когда именно в этой сфере президент некомпетентен, не имеет опыта чрезвычайно сложных переговоров, если он самостоятельно пытается поехать и говорить с Путиным – с чем он оттуда вернется?»
Говоря о себе, Порошенко сделал несколько знаковых заявлений. Пообещал прекратить практику кумовства при кадровых назначениях; сказал, что власть, как и ранее, не будет принуждать общаться на украинском языке или ходить в новую украинскую церковь. «Нельзя верить штампам, которые навязываются нам из-за рубежа… 21 апреля выборы закончатся. Все будет хорошо. Мы никому не дадим расколоть страну», – сказал Порошенко.
Политолог Виктор Небоженко написал в соцсети, что президент пообещал все, что захотел услышать избиратель, но «он никогда не простит Украину» за голосование в первом туре выборов: «Он не станет другим. Он станет хуже. Если первый раз в 2014 году Порошенко получил власть в результате демагогии, обещаний и обмана на фоне агрессии России, то второй раз он может получить власть только несправедливым и нечестным путем».
Окружение Порошенко видит ситуацию иначе. Политолог Виктор Уколов, не скрывающий, к слову, сотрудничества с администрацией президента, обрисовал будущее Украины в случае победы Зеленского. По его мнению, в первую очередь новая власть решит вернуть бизнесмену Игорю Коломойскому национализированный ранее ПриватБанк, а это значит, что «Украина потеряет 7–8 млрд долл.» и МВФ прекратит сотрудничество как раз в период пиковых выплат по прежним долгам. «Из этой ситуации есть два выхода. Объявить дефолт, который обесценит активы и национальную валюту… Занять деньги в России и вернуться в вечную кабалу…» – написал он. Уколов считает, что финансовые проблемы затронут в первую очередь армию, и «военные могут попытаться захватить власть, а если Нацгвардия начнет им противодействовать, в стране начнется реальная гражданская война». Политолог считает, что те, кто сейчас выступает против Порошенко, будут «еще будут вспоминать его президентство как золотые времена».
Оппозиция с этим не согласна. Глава парламентской фракции «Оппозиционного блока» Вадим Новинский в ходе совещания руководства Верховной рады заявил, что украинцы уже оценили президентство Порошенко в первом туре выборов: «16% – это ответ на неоконченную войну и попытки заработать на войне, на тотальную коррупцию, обнищание граждан, коммунальные тарифы, низкие заработные платы и пенсии. Это результат политики надругательства над национальной памятью и историей, гонения на церковь, насилия над национальными меньшинствами. Это расплата за непродуманную политику искусственных дисбалансов во внешней политике, потерю субъектности и передачу Украины под полное внешнее управление».
Блогер Юрий Касьянов отметил, что Запад устраивает такая ситуация: «Многие удивляются, что Запад не поддерживает Зеленского. А ничего удивительного: вы бы стали поддерживать непонятную смену власти в какой-то далекой латиноамериканской или африканской стране, в которую вы вложили немного своих денег?» Он считает, что успех Зеленского случаен: «Понятно, что сейчас просто так сложилось, что совпали протестные настроения широких масс и желание оппозиционной части сильных мира сего покончить с Порошенко, который слишком много на себя взял. Обычная история в нашей стране. В четвертый раз уже. Такой себе виртуальный майдан на фоне избирательной кампании». Поскольку протест не угрожает существованию украинских олигархов как класса, то и «виртуальная революция», происходящая в Украине, не приведет к потрясению основ, считает блогер. «Зеленский, конечно, не «агент Кремля», не «сепар» и не «наркоман» (такие ярлыки навешивают на него некоторые сторонники Порошенко. – «НГ»). Но и не бог, не царь. Сегодня он просто кот в мешке. Никто не может знать, что будет, когда он встанет во главе Украины. Однако это хоть маленький, но шанс на перемены», – написал Касьянов.
Немецкий политолог, сотрудник Института евро-атлантического сотрудничества Андреас Умланд написал в колонке для «Нового времени», что шанс для Украины заключается как раз в неопытности Зеленского как политика: «На фоне относительно большой роли гражданского общества в украинском публичном пространстве есть надежда, что президентство Зеленского может привести к новому содействию неправительственной и правительственной сфер Украины и будет способствовать их дальнейшему взаимопроникновению. Недостаток политических связей Зеленского должен облегчить гражданскому обществу доступ к процессу принятия политических решений».
Именно этого не удалось достичь по итогам майдана 2014 года. Вторая цель, оставшаяся нереализованной, – утверждение парламентско-президентской формы правления. Умланд отметил, что Порошенко, будучи опытным политиком, как и его предшественники на президентском посту, действовал так, что «сводил на нет формальное конституционное разделение государственной власти»: «Во время и после выборов 2019 года, однако, баланс сил между парламентом и правительством, с одной стороны, и президентом и его администрацией – с другой, вероятно, сместится в пользу первых. В результате такого развития политическая система должна стать более парламентской... Президент останется в рамках конституционно определенных сфер ответственности».
Идея слабого президента при сильном парламенте нравится многим политическим силам, которые уже фактически начали подготовку к выборам Верховной рады. Приблизив на пару месяцев дату голосования, оппозиция стремится не дать власти опомниться после президентских выборов и подготовиться к последней битве.
Независимая газета. 09.04.2019