Безвластный ресурс
Юрий Ткачев, Одесса
После украинских президентских выборов прошла неделя, и стало очевидно: быстрых перемен стране ожидать не стоит, а перспективы «новой Украины», возглавляемой молодым президентом с удачным сценическим прошлым, по-прежнему туманны. У победителя нет четкой программы, команда не сформирована, политический периметр неприветлив, да и проигравший выборы соперник еще месяц будет при власти и способен изрядно оппоненту насолить. «Огонек» вникал в украинские реалии, заглянув даже в… кино.
Победа Зеленского на выборах президента — это не начало новой эпохи, а конец предыдущей. На предвыборных дебатах Владимир Зеленский довольно точно подметил, что его рейтинг — не результат его собственных успехов, а результат ошибок Порошенко. Подобная адекватность оценок делает новому президенту Украины честь. Но сможет ли он правильно воспользоваться сделанными выводами?
Пять лет гордости и любви?
Это не Владимир Зеленский набрал 73,23 процента. Это Петр Порошенко со всеми натяжками и накрутками не смог набрать 25. Курс на милитаризованный ура-патриотизм, украинизацию и декоммунизацию, слепое следование в кильватере западной и в первую очередь американской политики оказался проигрышным. Народ Украины, как выяснилось, не готов терпеть деградацию экономики, нищету и коррумпированность правителей ради эфемерных «реформ» и евроатлантической интеграции.
Именно это и вызывает гнев, разочарование и экзистенциальную тоску у наиболее радикальной части «патриотического» сегмента украинской политики. Та риторика и идеология, которой придерживаются они и которая много лет была доминирующей и буквально единственно дозволенной в масштабах всех страны, внезапно оказалась уделом маргиналов и политических неудачников. «Проиграли мы. Конкретные люди… И каждый, я уверена, имеет свой план на ближайшие два-три года. Кто-то уедет. Потому что жизнь имеет свойство катастрофически быстро проходить, и во многих уже нет ни сил, ни времени, ни ресурсов барахтаться по-новой и бороться за базовые вещи. Кто-то уйдет в свою внутреннюю Монголию, будет рисовать фиалки и фикусы, печь пирожки и смотреть сериалы о любви…» — печально рефлексирует активистка одесского Евромайдана Зоя Казанжи. «Я буду вспоминать эти пять лет с гордостью и любовью. А теперь, как сказала моя подруга, начинаем искать черную ткань для Веселого Роджера и шить паруса!» — добавляет представительница местного Евромайдана, блогер Ирина Медушевская. «Есть граждане по сути, а есть граждане формальные. Их гражданство определяется бумажкой, а не долгом, сердцем и ответственностью. Населения у нас много, а граждан мало. И это надо принять, понять, но не прощать»,— пишет лидер «майдановской» группировки «Совет общественной безопасности» Марк Гордиенко.
В отчаянных попытках сохранить лицо, сторонники Порошенко в Facebook украшают свои аватарки надписью «25%» — долей голосов, которые набрал пока еще действующий президент. Тем самым они пытаются как бы подчеркнуть свое отличие от «серой массы» поклонников Зеленского, представить себя своего рода элитой украинского общества. Но пока ясно одно: так, как при Порошенко, больше не будет. А как будет?
Характерная особенность политической ситуации на Украине: конец избирательной кампании на президентских выборах одновременно является началом аналогичной кампании, но уже на выборах в Верховную раду, которые состоятся ближайшей осенью. Итоги этих выборов во многом и определят дальнейшую политическую судьбу новоизбранного президента.
Полгода — но не больше
В 2014 году Порошенко удалось «конвертировать» свой результат на президентских выборах в мощную депутатскую фракцию, ставшую основой парламентской коалиции. Именно благодаря этому Петр Алексеевич и получил куда более широкие полномочия, чем те, что номинально отведены ему Конституцией. Сможет ли сделать то же самое Зеленский? Не факт.
Дело в том, что «протестный» электорат на президентских выборах отнюдь не автоматически конвертируется в депутатские мандаты.
О том, какой неожиданный может случиться рикошет, хорошо может рассказать Виктор Ющенко, вскоре после своей драматической победы в 2004/2005 годах проигравший выборы уже поверженному, казалось, противнику — Партии регионов. Результат известен и печален: стремясь обеспечить себе лояльное парламентское большинство, Ющенко запутался между Януковичем и Тимошенко и в итоге достаточно быстро утратил почти всякое влияние на реальную политику. Сегодня Зеленскому грозит схожая судьба.
Согласно данным опросов, проведенных накануне голосования во втором туре, на выборах в Верховную раду партия Зеленского «Слуга народа» может рассчитывать примерно на 25 процентов голосов избирателей. Еще примерно по 15 процентов набирают «Батькивщина» Тимошенко, «Оппозиционная платформа» Бойко — Рабиновича — Медведчука и Блок Порошенко. Также шансы попасть в парламент имеют «Гражданская позиция» Гриценко, «Сила и честь» Смешко, «Радикальная партия» Ляшко и ВО «Свобода».
Из всех вышеперечисленных о готовности вступить в союз с Зеленским заявила лишь Тимошенко. «Нам надо вернуться к совместной ответственности за те изменения. Если кто-то будет злорадно за спиной нового президента стоять и ждать, пока он ошибется и провалит эти изменения, это будет абсолютно против людей»,— заявила лидер «Батькивщины». Но и гипотетический союз Зеленского и Тимошенко — исходя из тех же данных опроса — еще не обеспечивает надежной коалиции. Придется где-то добирать недостающие депутатские «штыки». И более того: вполне вероятно, что итоговый результат партии Зеленского на выборах окажется даже ниже, чем дают ему социологи сегодня.
Времени нет. Согласно опросам, около 25 процентов избирателей ждут от нового президента позитивных изменений не позже чем через 3 месяца после его вступления в должность. Еще 25 процентов согласны ждать полгода — но не больше. То есть фактически половина сторонников может разочароваться во Владимире Александровиче, если не увидит от него результатов до парламентских выборов. А ведь до этого момента и сами возможности президента в парламентско-президентской республике весьма ограничены. К тому же нынешний состав парламента почти наверняка будет враждебен «мистеру Зе»: практически все представленные в нем политические силы являются для Зеленского естественными конкурентами на выборах и ни за что не позволят ему закрепить достигнутый успех. Не может он надеяться и на сотрудничество зависимого от парламента правительства, тем более что у премьера Гройсмана и главы Министерства внутренних дел Авакова, по слухам, на осенние выборы свои большие планы.
Запад или юго-восток?
В этих условиях Зеленский вряд ли сможет продемонстрировать до парламентских выборов какие-то яркие результаты в сфере экономики и социальной политики. Остается лишь дипломатия, идеологическая и культурная сфера. Но любые действия здесь будут палкой о двух концах. Ведь, чтобы привлечь избирателей Запада, Зеленскому придется пойти на шаги, которые почти наверняка оттолкнут от него избирателей юго-востока, и наоборот. Попытайся он перезапустить отношения с Россией, сделать реальные шаги для разрешения кризиса на Донбассе, прекратить ту же агрессивную украинизацию — почти наверняка столкнется с мощным возмущением Запада, да к тому же даст пас сторонникам Порошенко, которые смогут с полным правом сказать: «Ага, а мы же говорили!». Останется он на антироссийских рельсах, продолжит войну и вмешательство государства в языковые и церковные вопросы — неизбежно вызовет разочарование граждан юго-востока, которые сочтут его просто реинкарнацией Порошенко.
Между тем политически для Зеленского, безусловно, более логичным является первый вариант. Именно юг и восток на этих выборах оказали ему наибольшую поддержку, а на западе он если и победил, то с минимальным отрывом. К примеру, если в Днепропетровской, Запорожской и Одесской областях его результаты составляли порядка 90 процентов, то в Тернопольской, Ивано-Франковской и Волынской областях за Зеленского проголосовали чуть более 50 процентов.
К тому же в борьбе за голоса западного избирателя на парламентских выборах ему придется бороться и с «Батькивщиной», и с Блоком Порошенко, и с национал-либералами типа того же Садового и Гриценко, и с откровенными праворадикалами вроде «Свободы». С другой стороны, чрезмерное заигрывание с русским и пророссийским электоратом, даже не столько оно, сколько попытки сближения с Москвой — не могут не вызвать сопротивления со стороны США, влияния которых на украинские дела не следует недооценивать. Столкнуться с такой коалицией в открытом бою — вызов, с которым Зеленский, особенно без «своего» парламента и кабинета министров, может и не справиться вне зависимости от того, какой поддержкой он будет пользоваться на юге и востоке…
О том, что позиции Зеленского, несмотря на его блестящую победу, далеки от идеальных, свидетельствует и тот факт, что существенного количества перебежчиков из стана сторонников Порошенко пока не наблюдается. Даже одиозный нардеп Алексей Гончаренко заявил, что остается в команде президента и готовится к работе в оппозиции. Злые языки, конечно, утверждают, что здесь дело не только в том, готовы или нет люди типа Гончаренко в очередной раз сменить партийные знамена, но и в том, хотят ли их видеть в рядах команды Зеленского. Однако факт остается фактом.
Дембельский аккорд Порошенко
Стоит принять в расчет и «дембельский аккорд» Петра Порошенко — то, что он, возможно, сумеет предпринять в последние дни своего пребывания у власти. А дней этих будет не так уж и мало.
Голоса избирателей полностью подсчитали уже к вечеру 23 апреля, однако в ЦИК заявили — официальное оглашение результатов состоится не раньше вторника, 30 апреля. Формальным поводом для столь долгой отсрочки является Пасха, однако очевидно, что это скорее повод, чем причина: в конце концов, никто не мог бы помешать Центризбиркому огласить результаты выборов до праздничных дней. По сути же позиция ЦИК уже подарила Порошенко добрую неделю пребывания в кресле главы государства.
После того как официальные результаты выборов все-таки будут объявлены, инициатива перейдет к Верховной раде: она обязана назначить дату инаугурации нового президента в течение 30 дней после оглашения итогов выборов и можно ожидать, что спешить парламентарии тоже не будут. Таким образом, не исключено, что Зеленский вступит на пост президента не раньше июня, а до этого главное кресло страны будет занимать все тот же Порошенко.
Что он может успеть сделать за это время? Очень многое. Петр Алексеевич уже озвучил, что охотно подпишет закон о языках (который на Украине чаще называют законом о тотальной украинизации), если Верховная рада примет тот до истечения его полномочий. А спикер парламента Парубий, близкий к Порошенко, заявил, что в ближайшие дни Верховная рада может также рассмотреть законы о снятии неприкосновенности с депутатов и об импичменте президента. Обещание провести эти законы было важной составляющей кампании Зеленского, и протащить их еще при Порошенко значит выбить у Зеленского из рук важные козыри. В общем, еще одно подтверждение того, что уже первые дни после окончания президентских выборов становятся началом парламентской избирательной кампании. И неясно, сумеет ли Зеленский парировать…
И все-таки основным чувством, которое при всем этом переполняет сегодня подавляющее большинство граждан Украины, является надежда и осторожный оптимизм. По соцсетям гуляет романтическая фраза: «Долгая ночь наконец-то завершилась рассветом, хотя и неясно, что принесет с собой новый день…»
Огонек. №16. 2019