Киргизия не свернула с курса на Россию
Кирилл Кривошеев, Александра Джорджевич; Кабай Карабеков, Бишкек
Президент РФ Владимир Путин 28 марта нанес визит в Бишкек. Помимо экономических вопросов российского президента волновало, сохраняет ли Киргизия верность курсу на сближение с Москвой. По данным “Ъ”, господин Путин поинтересовался у своего киргизского коллеги Сооронбая Жээнбекова, не собирается ли он возобновить соглашение о гуманитарном сотрудничестве с США. Но тот дал понять, что развивать связи, будь то военные, экономические или культурные, будет в первую очередь с Россией.
Хотя обычно визиты Владимира Путина в страны Центральной Азии не предполагают каких-либо сюрпризов, на этот раз вопросы, требующие решения, у президентов РФ и Киргизии были. Самой волнующей Москву темой было военное присутствие в республике. В ходе визита Россия и Киргизия внесли изменения и дополнения в соглашение 2012 года об условиях и статусе пребывания на территории республики объединенной российской военной базы Кант. Со стороны Минобороны РФ подпись под протоколом поставил замминистра Александр Фомин. Согласно проекту протокола, Россия увеличит площадь арендуемых ею земель под военные объекты почти на 60 га, и пропорционально этому вырастет стоимость аренды базы на $291,5 тыс. в год (общая годовая стоимость составит почти $4,8 млн). В обновленном варианте соглашения также записаны такие понятия, как «беспилотный летательный аппарат» (БПЛА) и «беспилотная авиационная система». Отметим, что в 2018 году российские БПЛА уже побывали в регионе: на антитеррористических учениях СНГ их применяла объединенная группировка войск, состоящая из подразделений ВС России и Киргизии. Как сообщал командующий войсками Центрального военного округа генерал-полковник Александр Лапин, речь шла о БПЛА «Форпост», «Орлан», «Тахионы». «Была создана группировка беспилотных летательных аппаратов, и мы применяли ее, основываясь на опыте, приобретенном в Сирии»,— говорил господин Лапин. Теперь, по всей видимости, речь может пойти о размещении подобных БПЛА на базе Кант на постоянной основе.
По словам эксперта в области беспилотных авиационных систем Дениса Федутинова, российское военное ведомство в последние годы проводило планомерную работу по активному внедрению систем БПЛА в войска. «Велись масштабные закупки и поставки в вооруженные силы соответствующих систем, обучался персонал. Беспилотники направлялись и на зарубежные базы, используемые российскими вооруженными силами. К примеру, в Таджикистан, Армению»,— сказал он “Ъ”. По словам эксперта, именно на этих базах БПЛА могли использоваться при выполнении различных задач, так или иначе связанных с разведкой и наблюдением, а также с обеспечением безопасности самих баз. «Российская военная база в Киргизии вносит существенный вклад в укрепление обороноспособности республики, и ее присутствие является важным фактором безопасности и стабильности в Центральной Азии»,— отметил Владимир Путин.
При этом, как стало известно “Ъ” от информированных источников в Бишкеке, российского президента беспокоило еще и возможное сближение Киргизии с США.
Дело в том, что киргизские оппозиционеры говорят о необходимости возобновления соглашения с Вашингтоном о гуманитарном сотрудничестве, от которого Бишкек отказался в 2015 году. Тогда поводом для разрыва стало то, что Госдепартамент США дал премию «Защитник прав человека» Азимжану Аскарову — участнику ошских столкновений 2010 года (на стороне узбекского меньшинства), приговоренному к пожизненному заключению за убийство милиционера. По данным “Ъ”, в Бишкеке Владимиру Путину дали понять: возобновления прежних связей с Вашингтоном пока не планируется, а в дальнейшем Киргизия «будет рассматривать этот вопрос с учетом интересов союзников по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) и Организации договора коллективной безопасности».
Что касается связей с партнерами по ЕАЭС, то они, по словам президентов двух стран, будут только укрепляться. В том числе в таких стратегических областях, как энергетика и железные дороги. В частности, глава «Газпрома» Алексей Миллер и первый вице-премьер Киргизии Кубатбек Боронов подписали «дорожную карту» о покупке российской компанией имущества и активов «Кыргызнефтегаза». Благодаря этому планируется ускорить газификацию республики и довести ее до 60%.
Между тем, как пояснил “Ъ” депутат киргизского парламента Каныбек Иманалиев, проблемные моменты в двусторонних отношениях все же есть. «В данное время многие киргизские товары поставляются в страны ЕАЭС под чужим флагом, то есть вначале киргизские товары экспортируются в соседнюю страну, а затем уже попадают на рынки ЕАЭС как произведенные в другой стране»,— пояснил он.
По мнению господина Иманалиева, Бишкеку следует предоставить преференции на поставки различных товаров внутри ЕАЭС, которыми уже пользуется Казахстан, что позволяет ему наращивать свой экспорт.
Киргизский политолог Игорь Шестаков также обратил внимание на важность укрепления сотрудничества Бишкека с ближайшими союзниками. По его словам, «Бишкек сейчас стремится не только подтвердить приверженность курсу на укрепление взаимоотношений с Россией, но и продемонстрировать желание максимально оптимизировать этот важный в политическом и экономическом плане процесс».
Москва, судя по всему, ценит такое отношение и поэтому приняла решение предоставить Киргизии безвозмездную помощь в размере $30 млн.
До этого, напомним, Россия полностью списала государственный долг Киргизии в размере $240 млн.
Коммерсантъ. 28.03.2019