Карабах попросили вернуться

Сергей Строкань, Кирилл Кривошеев; Айк Халатян, Ереван

Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян завтра проведут в Вене под эгидой Минской группы ОБСЕ переговоры, которые состоятся на фоне нового обострения в зоне карабахского конфликта и все более жестких заявлений сторон. Так, Ильхам Алиев подверг резкой критике Ереван в связи с призывами Никола Пашиняна изменить формат переговоров, сделав их участником Нагорный Карабах. В Баку называют это попыткой «блокировать переговорный процесс». Однако Никол Пашинян настаивает: тупик в переговорах связан с неучастием в них Степанакерта. Таким образом, будущее переговорного процесса будет зависеть от способности внешних посредников убедить стороны начать поиск взаимоприемлемой формулы урегулирования.

Намеченная на пятницу встреча Ильхама Алиева и Никола Пашиняна в Вене станет уже вторым в этом году общением двух лидеров после их неформальной встречи, состоявшейся 22 января в Давосе на полях Всемирного экономического форума. Предыдущую встречу, продлившуюся около полутора часов, азербайджанская сторона никак не комментировала. А Никол Пашинян сообщил в Facebook, что его общение с господином Алиевым в Давосе, как и состоявшиеся в прошлом году контакты в Санкт-Петербурге и Душанбе,— «это неофициальные встречи с неофициальными обсуждениями». «Ни одну конкретную деталь мы не обсуждали»,— попытался он успокоить страсти в Ереване, призвав «определенные политические силы целенаправленно не внушать обществу сомнения».

В схожем ключе Никол Пашинян высказался вчера и по поводу своей предстоящей встречи с Ильхамом Алиевым. Он призвал не считать ее полноформатными переговорами, дав понять, что для возобновления переговорного процесса, как считают в Ереване, предпосылки еще не сложились. «На начальном этапе эти встречи конкретной повестки иметь не должны, необходим широкий круг вопросов. Мы должны обменяться мнениями по разным вопросам»,— заявил господин Пашинян.

Впрочем, на прямой вопрос, будет ли обсуждаться в Вене его главная инициатива о привлечении к переговорному процессу между Ереваном и Баку в качестве третьей стороны властей непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР), Никол Пашинян ответил утвердительно. Напомним, что с середины 90-х годов двумя сторонами переговоров по Карабаху, проходящих под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ (России, США, Франции), являются Баку и Ереван, представляющий Степанакерт.

Накануне новой встречи Ильхама Алиева и Никола Пашиняна стороны сообщили о новом обострении в зоне карабахского конфликта, впрочем, не столь масштабном, как три года назад — в апреле 2016 года (тогда в Нагорном Карабахе несколько дней шли бои между вооруженными силами непризнанной республики и армией Азербайджана).

На сей раз произошло нарушение режима прекращения огня, при этом не обошлось без жертв. В заявлении Минобороны Азербайджана говорится о том, что «26 марта в течение дня подразделения вооруженных сил Армении прибегли к провокациям на различных направлениях фронта», в результате которых во вторник вечером погиб азербайджанский военнослужащий.

На фоне нового обострения в зоне конфликта и решимости Никола Пашиняна усадить за стол переговоров представителей Степанакерта с жестким заявлением выступил Ильхам Алиев. «В последнее время правительство Армении пытается изменить формат переговоров. Это попытки, направленные на блокирование переговорного процесса»,— предупредил он, обращаясь в середине марта к участникам прошедшего в азербайджанской столице 7-го Глобального бакинского форума (его участниками стали действующие и отставные политики и дипломаты из 70 стран).

«Оккупация азербайджанских территорий является грубым нарушением международного права, а также резолюций международных организаций, в частности Совбеза ООН, связанных с урегулированием конфликта. Сложившийся статус-кво неприемлем и должен быть изменен»,— предупредил накануне встречи в Вене Ильхам Алиев.

Последние заявления лидеров Азербайджана и Армении свидетельствуют о том, что они по-разному представляют себе не только формат переговоров, зашедших в тупик еще при предыдущем армянском лидере Серже Саргсяне, но и имеют разные представления о темпах будущего переговорного процесса. В то время как Никол Пашинян не спешит и подчеркивает отсутствие предпосылок для возобновления диалога, Ильхам Алиев, напротив, дает понять: пауза затянулась, и новое руководство Армении должно проявить готовность к возобновлению диалога с Баку. При этом азербайджанская сторона настаивает: на этих переговорах третий — лишний.

«Сегодня армянская сторона исходит из того, что Карабах — это не только территория, это люди, которые там живут. И как бы ни развивался переговорный процесс, людей придется спрашивать об их судьбе. Это не означает, что вопрос можно решить прямо на этой встрече, но ставить это как цель — необходимо, и Пашинян это делает»,— пояснил “Ъ” позицию армянского руководства глава ереванского Института Кавказа Александр Искандарян. В Степанакерте “Ъ” и вовсе заявили, что прогресс возможен только после включения его представителей в переговорный формат. «Необходимо восстановление полноценного переговорного формата с участием Арцаха (НКР.— “Ъ”) на всех стадиях этих переговоров»,— отметил пресс-секретарь президента непризнанной республики Давид Бабаян.

В свою очередь, глава бакинского клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде убежден: своим заявлением о необходимости включить Степанакерт в переговорный формат Никол Пашинян пытается максимально оттянуть изменение удобного для Еревана статус-кво в зоне конфликта.

Опрошенные “Ъ” эксперты в Баку и Ереване сходятся во мнении, что прорыва на встрече в Вене ждать не стоит и будущее переговорного процесса по Карабаху будет зависеть от способности внешних посредников, включая сопредседателей Минской группы ОБСЕ, убедить стороны начать поиск взаимоприемлемой формулы урегулирования.

Коммерсантъ. 28.03.2019

Читайте также: