Белорусы не услышали своего президента
Антон Ходасевич
Не будет ни «глубокой» интеграции с Россией, ни реформ. Это главное, что белорусские эксперты услышали во время почти восьмичасовой пресс-конференции президента Александра Лукашенко. Местные наблюдатели также констатировали дефицит новых идей у белорусской власти.
Президент Белоруссии в минувшую пятницу провел рекордную по длительности пресс-конференцию, которая была названа «Большой разговор с президентом». Она длилась более 7,5 часа. Правда, некоторые наблюдатели предлагают не засчитывать рекорд Александру Лукашенко, поскольку впервые подобное мероприятие прошло с перерывом. Еще одной особенностью «большого разговора» стало то, что сказанное президентом нуждалось в интерпретации. «Главный спикер разрывался между желанием успокоить электорат, соблюсти дипломатию – и искушением сказать о действиях Москвы без прикрас», – сказал по этому поводу политический обозреватель Александр Класковский.
Эксперты отмечают, что больше всего внимания Александр Лукашенко уделил вопросам интеграции и отношениям с Россией. Президент Белоруссии не один раз повторил, что является не только ярым сторонником глубокой российско-белорусской интеграции, но и ее инициатором, и даже высказался за единую валюту. Тем не менее «никакой продвинутой интеграции Беларуси и России в ближайшее время не будет», – говорит Александр Класковский. Такой вывод эксперт делает на основании противоречий, содержащихся в заявлениях Лукашенко. Наряду с утверждением, что «никаких замашек со стороны президента России инкорпорировать Беларусь в состав России нет», он роняет фразу «начинают разговаривать о включении страны», говоря о российских партнерах.
Лукашенко «дал понять, что на недавних переговорах в Сочи уперся, не пошел на условия Кремля и уже смирился с потерями от налогового маневра», считает Александр Класковский. Таким образом эксперт интерпретировал предложение Лукашенко включить Россию в состав Белоруссии и его заявление о том, что главой Союзного государства стоило бы сделать не просто какого-то абстрактного «белорусского президента», а конкретно Александра Лукашенко, поскольку россияне уже хорошо знают его. На эту же версию работает и предложение принять в качестве единой валюты не российский и не белорусский рубль, а некий третий, новый общий рубль. «На самом деле Лукашенко понимает, что Москва никогда не откажется от своего рубля и не пойдет на паритет с маленькой Беларусью в валютных (да и любых прочих) делах. Тем более не пустит белоруса рулить объединенной страной», – убежден Александр Класковский.
Местные аналитики полагают, что, не желая идти на прямой конфликт с Москвой (отсюда рефреном идущие заявления о безальтернативности сотрудничества и интеграции с Россией), Лукашенко решил воспользоваться опытом предыдущих лет и просто задинамить вопрос «более тесной интеграции». Сделать это призвана та самая рабочая группа, которая была создана в декабре и которая должна проанализировать, что сделано, чего нет в рамках Союзного договора, но которая еще ни разу так и не собралась. «Я не знаю, когда российская группа согласится работать… Пока в этом направлении работы нет, не продвигается», – сказал он.
В заявлениях президента эксперты услышали даже согласие с местной оппозицией в вопросах сохранения независимости. «Мы думаем одинаково, а ведем себя по-разному», – высказался он о действиях оппозиции, призывающей ценить все свое национальное, включая белорусский язык. Со слов президента следовало, что то, что оппозиция в свое время хотела сделать одномоментно (ввести белорусский язык в документооборот, например), он тоже сделает, но растянет это на годы. В немалой степени для того, чтобы не злить Москву.
Такой же подход он продекларировал и в отношении экономических реформ, в частности приватизации. «К этому идут десятилетиями, и Беларусь к этому десятилетиями будет идти при Лукашенко, а при Романчуке (белорусский экономист-рыночник Ярослав Романчук. – «НГ») – за три года, но жди революции», – сказал он.
Эксперты с сожалением констатировали, что «большой разговор» был далек от тех проблем, которые реально волнуют население страны. «Людей волнует отсутствие нормальной зарплаты; мизерные пенсии; невозможность быстро попасть к врачу; людей волнует невозможность оплатить ребенку хорошее образование… Людей волнует собственная незащищенность – перед нуворишами, силовиками, государством, старостью… но об этом Лукашенко не говорит. Он не желает об этом знать», – пишет в своей авторской колонке журналистка Светлана Калинкина.
Независимая газета. 03.03.2019