Зурабишвили в Баку могут задать острые вопросы

Юрий Рокс

Президент Грузии Саломе Зурабишвили 27 февраля посетит Азербайджан с официальным двухдневным визитом. В Баку она встретится с главой азербайджанского государства Ильхамом Алиевым. Тема переговоров – вопросы двустороннего сотрудничества. Это первый региональный визит Зурабишвили после ее избрания президентом Грузии. Несмотря на добрососедские отношения между Баку и Тбилиси, он может оказаться непростым.

После распада Советского Союза и нескольких лет неопределенности отношения между Азербайджаном и Грузией стали едва ли не образцовыми на постсоветском пространстве. Многоопытным главам двух республик Гейдару Алиеву и Эдуарду Шеварднадзе, которых связывала личная дружба, удалось выстроить беспроблемные межгосударственные связи. В них роль первой скрипки играл богатый углеводородами Азербайджан, который при этом по достоинству оценивал лояльность Грузии, ее географическое расположение и шел ей навстречу в тарифных вопросах по транзиту энергоносителей по нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) и газопроводу Баку–Тбилиси–Эрзерум (Южнокавказский трубопровод – ЮКТ). Более того, Гейдар Алиев с пониманием отнесся к просьбе Эдуарда Шеварднадзе, и Азербайджан после ввода в эксплуатацию БТД не стал вопреки планам демонтировать трубопровод Баку–Супса, по которому прокачивалась первичная нефть, а оставил его в рабочем состоянии, позволив соседям зарабатывать и на этом транзите.

Вероятно, во многом благодаря покладистости Баку в экономических вопросах Тбилиси внес Азербайджан наряду с США и Турцией в группу своих стратегических партнеров. Впрочем, и в политических вопросах между соседями длительное время не возникало ни малейших разногласий. Грузия и Азербайджан почти одновременно вступили в Совет Европы, ОБСЕ, ОЧЭС (Организация черноморского экономического сотрудничества) и создали блок ГУАМ (Грузия–Украина–Азербайджан–Молдавия), который кураторами из США рассматривался в качестве некой альтернативы СНГ.

Испытывая схожие территориальные проблемы, Азербайджан и Грузия старались по мере возможностей поддерживать друг друга на международной арене, в частности в голосованиях в ООН, связанных с данным вопросом. При всем этом во внешнеполитических векторах двух государств со временем стало проявляться все больше различий.

Грузия окончательно рассорилась с Россией и взяла однозначный курс на интеграцию с Западом. Азербайджан, наоборот, стал искать, и небезуспешно, пути сближения с Россией, попутно дистанцируясь от Запада, которому при тесных экономических связях политически никогда особо не доверял. Подобную разновекторность компенсировало, а межгосударственным отношениям придавало устойчивость союзничество с Турцией, в последние годы особо укрепившееся по военной линии. Встречи министров обороны трех государств, частые совместные учения, регулярные меморандумы о сотрудничестве позволяют рассматривать треугольник Баку–Анкара–Тбилиси как некий военный мини-блок на Южном Кавказе.

Тем не менее отношения Баку и Тбилиси сегодня идеальными и безоблачными не назвать. Между стратегическими союзниками возникли раздражающие шероховатости. Поэтому резонно предположить, что визит Саломе Зурабишвили может оказаться не таким уж легким и приятным, как кажется на первый взгляд.

Хозяева вряд ли, конечно, хотя бы из этических соображений, спросят о ее отношении к третьему в регионе «проекту века» – железнодорожной магистрали Баку–Тбилиси–Карс (БТК). Напомним, что Зурабишвили, работая еще министром иностранных дел Грузии, а потом пребывая в оппозиции к властям, выступала последовательным критиком этого проекта, считая, что Тбилиси вошел в него на невыгодных для себя условиях (см. «НГ» от 30.10.17). По ее мнению, во-первых, дорога БТК способна урезать доходы грузинских портов Поти и Батуми в пользу турецких, а во-вторых, поскольку она необходима главным образом Азербайджану, то и кредитовать он должен был грузинскую часть строительства по беспроцентной ставке. К слову, аргументы Зурабишвили после смены власти повторил и премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили, но к тому времени до завершения работ оставалось всего ничего.

Прошлое, однако, никто ворошить не станет. Сегодня неприятные вопросы Баку могут лежать в иной плоскости. Азербайджанские власти, если судить по публикациям в местной прессе, по-прежнему недовольны тем, что в Грузии нашли прибежище оппозиционеры. История с журналистом Афганом Мухтарлы, пропавшим средь бела дня в центре Тбилиси и «объявившимся» через несколько дней на скамье подсудимых у себя на родине (см. «НГ» от 31.05.17), стала не лучшей иллюстрацией азербайджано-грузинской дружбы и одновременно серьезным поводом для критики властей обеих стран со стороны Запада и правозащитных организаций. Тем не менее провластные издания периодически вспоминают, что одним только Мухтарлы вопрос осевших в Грузии азербайджанских оппозиционеров не закрыт, и это никак не может служить доказательством добрососедского отношения Тбилиси. И уж совсем неприятной для Азербайджана стала история реконструкции бюста жителю Ахалкалакского района Грузии (район компактного проживания армян. – «НГ»), погибшему на войне в Нагорном Карабахе. Пусть памятник и восстановлен на частные пожертвования односельчан, но участие в торжественной церемонии его открытия посла Армении в Грузии, депутатов грузинского парламента вызвало возмущение азербайджанской стороны.

Наконец, Баку может поинтересоваться, чем вызвана новая попытка правительства Грузии расширить сотрудничество с «Газпромом», которое сегодня, по строгому счету, сведено к обеспечению транзита российского газа в Армению. Предпринятые год назад действия грузинской стороны по диверсификации импорта газа во избежание зависимости только от Азербайджана вызвали недоумение и обиду Баку, напомнившего Тбилиси о том, что в вопросах энергообеспечения грузинская сторона никогда и ни в чем не получала отказа.

Поэтому с учетом проблем не исключено, что президент Грузии в ходе визита, носящего формальный характер «знакомства с соседом», попытается устранить досаждающие занозы.

Независимая газета. 26.02.2019

Читайте также: