«За 20 лет сделано очень многое»: посол России в Белоруссии — о планах по развитию Союзного государства
Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Белоруссии Михаил Бабич в интервью RT рассказал о сотрудничестве Москвы и Минска в военной, энергетической, торговой и социальной сферах. Отдельное внимание он уделил вопросам укрепления и развития институтов Союзного государства, которое в текущем году отмечает свое 20-летие. Также Михаил Бабич отметил попытки Запада повлиять на внутриполитическую обстановку в Белоруссии и на отношения между нашими странами.
— Михаил Викторович, в сентябре вы приступили к исполнению своих обязанностей. Как вас приняли в Белоруссии? Какие впечатления о стране у вас сложились после первых месяцев работы?
— Приняли очень хорошо. По-настоящему, по-братски. За это коллегам огромное спасибо. Если говорить о рабочих аспектах, то удалось систематизировать все наши проблемные вопросы в сфере социально-экономического сотрудничества — в промышленности, агропромышленной сфере, экономике, финансах, в области ограничительных барьеров и так далее. Отдельное внимание мы уделили положениям Союзного договора. Есть понимание по каждой позиции, как можно двигаться.
У нас значительно возросло число контактов с должностными лицами из органов власти Белоруссии, общественными деятелями, представителями гражданского общества, профессиональной сферы. С удовольствием изучаю традиции, историю, культуру, достопримечательности, памятники.
— Одна из тем, о которой очень много говорят, — это недавнее заявление Александра Лукашенко в адрес Москвы о возможной потере союзника на Западе в случае отказа России компенсировать Минску налоговый маневр в нефтяной отрасли. Представитель МИД России Мария Захарова отметила, что курс на расширение стратегического взаимодействия с Минском не подлежит сомнению. Как эта ситуация освещается в Белоруссии?
— Мария Захарова абсолютно права. Безусловно, курс на развитие стратегического партнерства, наших стратегических отношений остается неизменным. Мы создаем условия для того, чтобы они расширялись, укреплялись, имели под собой реальную экономическую основу. На ней строится уже и политический союз. Что касается заявления, которое вы упомянули, то я не сторонник комментировать те утверждения, которые сам не слышал. Никого из россиян не было на этом совещании. Скорее всего, это вырванная из контекста фраза или эмоции. На всех совещаниях и переговорах, на которых я присутствовал, Александр Григорьевич всегда четко излагал свою позицию и ее придерживался, что Россия и Белоруссия — участники Союзного государства. Минск намерен и в дальнейшем делать все для его укрепления.
— Александр Лукашенко также заявил, что в 2019—2020 годах суверенитет и независимость Белоруссии «будут пробовать на зуб». Существует ли вероятность того, что Запад попытается разыграть в Белоруссии украинский или венесуэльский сценарий?
— Если бы могли — уже бы давно разыграли. Основным препятствием для реализации этих западных сценариев является позиция народа и президента Белоруссии. На протяжении 25 лет они доказывали конкретными делами, поступками, результатами работы, что курс на интеграцию с Россией, на расширение нашего сотрудничества в экономической, гуманитарной, языковой сферах — это стратегический курс Минска.
Конечно, попытки «пробовать на зуб» будут предприниматься, и в этом президент Белоруссии, безусловно, прав. Но сегодня политическое руководство этой страны очень отчетливо осознает риски и прилагает необходимые усилия в этой части.
— Оказывает ли Запад давление на Белоруссию? Какую политику проводят США и ЕС в отношении Минска?
— Это даже не давление, а хорошо спланированная, организованная, системная и многолетняя работа. На нее выделены десятки, сотни миллионов долларов и евро через различные НПО в сфере образования, культуры, гуманитарных проектов. Проводится большая идеологическая работа и обработка людей, особенно молодого поколения. Идет работа над искажением совершенно очевидных фактов истории, которые не подлежат сомнению. Большая работа проводится в сфере межконфессиональных взаимоотношений. Применяются самые совершенные информационные технологии. Эти возможности очень велики у тех западных центров, которые занимаются этой работой. Мы с вами хорошо видим ее результаты на примере Грузии и Украины.
Эта работа нацелена на то, чтобы разорвать вековые связи между нашими народами, сначала посеять недоверие, затем довести их до вражды, оторвать эту территорию от России — в гуманитарном, идеологическом и экономическом плане. Она нацелена на то, чтобы в дальнейшем использовать эту территорию как плацдарм для давления на Россию.
— Возможен ли такой вариант, при котором Белоруссия однажды возьмет курс на евроинтеграцию?
— Я не буду моделировать обстоятельства. Позицию России в этой части неоднократно озвучивал прежде всего президент Владимир Владимирович Путин. Она состоит в том, что курс на свое дальнейшее развитие, на то, каким будет государство, как оно будет развиваться, какая будет проводиться политика в отношении соседей и партнеров, определяет исключительно белорусский народ. Как люди решат — так и должно быть. Здесь не должно быть никакого давления и противодействия. Как бы ни развивались политические события, мы ни в коем случае не должны допустить ухудшения или значительного ослабления связей между нашими народами.
— Существует ли сейчас запрос в обществе на объективное и качественное освещение интеграции в рамках Союзного государства, создание общесоюзных СМИ и телеканала? Почему до сих пор такой подход не реализовывался?
— Во-первых, его частично реализовали. Существуют печатные и электронные СМИ, принадлежащие Союзному государству. Нам нужно кардинально изменить отношение к информационной политике в российско-белорусских отношениях. Она должна быть нацелена на созидание, развитие и строительство. Тех информационных ресурсов, которые сегодня есть у России и Белоруссии, более чем достаточно, чтобы реализовывать эффективную информационную политику, разъяснять и показывать людям итоги строительства Союзного государства. Кроме того, создавать новые медиаресурсы, союзные СМИ, будь то телевидение или печатное СМИ, имеет смысл только в том случае, если они в плане созидания и формирования позитивной повестки будут дополнять и расширять возможности национальных медиаресурсов.
— В Минске оппозиционная партия «Белорусский народный фронт» потребовала от властей ограничить трансляцию российских телеканалов. Удастся ли оппозиции разжечь антироссийские настроения?
— Если мы сейчас очень оперативно не перезагрузим информационную повестку, не создадим новую позитивную, созидательную информационную политику, то, конечно, шансы у оппозиции повышаются. Мы сами даем им в руки эти возможности. Чем больше мы уделим сил и внимания созданию новой информационной политики, которая будет честной, объективной, профессиональной, нацеленной на развитие и созидание, тем меньше будет шансов у оппозиции, в том числе по ограничению возможностей российского телевидения. Надо отдать должное белорусским властям — сегодня эти возможности очень большие. По сути дела, российское телевидение в тех или иных форматах доступно для абсолютного большинства населения страны. Но нам надо менять информационную повестку в этой части. Больше думать над стратегическими, концептуальными вещами, чем над сиюминутными «жареными» фактиками, которые зачастую передернуты, вырваны из контекста и не имеют ничего общего с действительностью.
— В последние годы в российских СМИ периодически встречаются заявления и статьи о «мягкой белорусизации», которая проводится с санкции Минска. В этом году националисты провели так называемый День воли. Может ли усиление внимания к национальной культуре, языку, элементам белорусской идентичности угрожать русскоговорящим людям, русскому языку и русской культуре в Белоруссии?
— Существует очень тонкая грань между «мягкой белорусизацией» и дерусификацией. Изучение родного языка, истории, культуры, традиций — это даже не право, а обязанность любого народа, который не хочет утратить самоидентичность. Было бы странно каким-то образом ограничивать эти возможности в независимом государстве.
Нет ничего плохого в том, что сегодня Белоруссия развивается в этом плане. Но это не должно происходить за счет ущемления прав русского языка, совместной культуры, совместных исторических фактов, а также фальсификации истории. Сегодня очень важно найти этот баланс.
— Как вы оцениваете текущий уровень российско-белорусского сотрудничества в военной сфере?
—Он очень высок во всех отношениях — от нормативной базы до группировки войск и сил, которая создана и функционирует. Ежегодно проводятся десятки учений различного рода, маневры войск и штабов, мобилизационные подготовки. В текущем году будут проводиться крупнейшие учения «Щит Союза». Идет обмен военнослужащими с точки зрения получения военного образования и других аспектов повышения уровня взаимодействия. Это высокий уровень взаимоотношений и готовности к отражению любого уровня агрессии. Все в России и Белоруссии должны быть абсолютно спокойны, что интересы наших стран и народов будут надежно защищены всеми возможностями российских вооруженных сил и нашей совместной региональной группировки.
У нас очень активно развивается совместное военно-техническое сотрудничество. Большое количество белорусских и российских предприятий взаимно вовлечены в вопросы гособоронзаказа, производства вооружений и военной техники. Ведутся совместные научные разработки в этой области. Уровень кооперации и партнерского, союзного взаимодействия действительно беспрецедентен.
— В последнее время Россия и Белоруссия ведут спор по поводу цены на энергоносители. Будет ли достигнут компромисс по этому вопросу и когда?
— С одной стороны, этот спор существует. Но если вы посмотрите на динамику наших отношений за последние 20 лет, то он возникал почти каждый год, и всегда компромисс достигался. Мы находили решение самых сложных вопросов в значительно более сложных экономических условиях. Вопрос состоит не в том, чтобы решить какой-то конкретный экономический спор. Учитывая необходимость донастройки союзного формата наших отношений, создания единой промышленной и экономической политики, нужно посмотреть, что необходимо сделать для того, чтобы налоговые компенсации проходили в рамках единого налогового законодательства. Если мы говорим про какие-то бюджетные преференции, чтобы они проходили в рамках единого бюджетного процесса.
Сейчас мы находимся на этапе формирования единых рынков газа, нефти, нефтепродуктов, электроэнергии в евразийском пространстве. Выхватить из контекста вопрос двусторонних отношений и решить его за счет или в ущерб евразийским отношениям, не сбалансировав эти вопросы, неправильно и противоречит достигнутым договоренностям.
— Эта ситуация прояснится, когда газ пойдет по «Северному потоку—2».
— Дело не в этом. Когда газ пойдет по «Северному потоку—2», все равно останется значительное количество вопросов. По той причине, что наши союзные отношения очень преференциальные. Когда мы их выстраиваем на этой основе, все наши остальные партнёры также претендуют на аналогичный формат взаимоотношений. Особенно в рамках Евразийского союза.
— Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь существует почти 20 лет. С каким результатом мы подошли к этому юбилею?
— За 20 лет было сделано очень многое. Сформирована вертикаль управления — Высший Госсовет, Совет министров, Группа высокого уровня, которые принимают все необходимые решения в экономической, политической сферах, в области обороны и безопасности и так далее. Год от года растет товарооборот. Сейчас только закрыли 2018 год. Мы опять выросли — почти на 10% от 2017 года. То есть $35,7 млрд — предварительная оценка нашего взаимного товарооборота.
Более 8 тыс. предприятий вовлечены в систему взаимной кооперации. В сфере топливно-энергетического комплекса интеграция достигает почти 90%, а в машиностроении — около 80%. Очень многое сделано в социальной сфере. Такого нет и, скорее всего, долгое время не будет ни с одной страной.
Сегодня наступает новый этап развития наших отношений. Мы обсуждаем вопросы актуализации Союзного договора. Реализация его положений, как и создание соответствующих органов управления, которые будут отвечать за наднациональный уровень управления, правосубъектности Союзного государства, позволит еще глубже интегрировать наши экономики и, самое главное, повысить наши экономические возможности.
RT. 10.02.2019