Россия шестой год подряд начинает с падения реальных доходов

Ольга Соловьева

Нормализации работы Росстата пока не видно. В обнародованных данных за январь эксперты увидели попытки скрыть неприятные цифры, которые ведомство, возможно, не хотело публиковать перед Посланием президента. Внимание экспертов привлекла статистика о доходах населения, в которой то учитывается, то нет единовременная выплата          5 тыс. руб. пенсионерам в начале 2017-го. В результате Росстат мог обнародовать не столь драматические цифры по падению доходов пенсионеров и населения в целом.

В январских данных Росстата трудно найти основания для оптимизма. Статистика начала года скорее сигнализирует о продолжении тренда на замедление российской экономики.

Ввод в действие жилых домов. Левый график – накопленным итогом за 12 месяцев. Правый – процент год к году. Источник: Telegram-канал MMI

В первую очередь обращают на себя внимание данные о реальных располагаемых доходах населения. В январе в годовом выражении они снизились на 1,3%. Причем эту цифру ведомство дает без учета единовременной выплаты пенсионерам в 2017 году. Можно предположить, что если бы Росстат учел в своих расчетах выплату, показатель снизился бы более существенно. По мнению экспертов, ситуация с доходами населения была предсказуема. «Вполне ожидаемо на фоне остановки роста реальных зарплат и ускорившейся инфляции. Продолжающийся рост долговой нагрузки населения на фоне начавшегося подъема процентных ставок – еще один фактор, тянущий реальные располагаемые доходы населения вниз», – сообщает в своем Telegram-канале MMI глава аналитического департамента «Локо-инвест» Кирилл Тремасов. По мнению эксперта, негативная динамика доходов скорее всего сохранится и в ближайшие месяцы.

С такой оценкой согласна и аналитик компании «Фридом Финанс» Анастасия Соснова. «Существует риск, что из-за ускорения инфляции снижение реальных располагаемых доходов продолжится в 2019 году, они могут снизиться на 0,5% в годовом выражении», – не исключает она.
Кроме того, аналитики обращают внимание на необычную для Росстата последовательность действий в публикации январских данных. К примеру, Тремасов указывает, что статистическая служба «устроила какой-то цирк с конями» и опубликовала данные позднее обычного и без сведений по доходам населения. «Ладно, если бы пропущено было что-то другое, могли бы и внимания не обратить. Но доходы населения падают уже пять лет подряд; внимание к этим цифрам сейчас повышенное, так как они являются одним из основных аргументов против проводимой экономической политики», – говорит Тремасов.

И даже более поздняя публикация Росстата не сняла полностью сомнения экспертов. «Все равно немного смухлевали – убрали ряд с данными, учитывающими разовую выплату пенсионерам в 2017 году, в результате чего прошлый год по доходам был отражен как +0,1%. На самом деле там было –0,2%, а с учетом пересмотренных данных за четвертый квартал могло получиться и –0,3% (но Росстат эти данные не дал)», – сообщает Кирилл Тремасов, подчеркивая, что «подобная клоунада с публикацией данных» усиливает подозрения о политическом давлении на Росстат.

Напомним, после пересмотра ведомством Малкова данных о росте ВВП за 2018 год дискуссия о доверии федеральной службе обострилась как в экспертных кругах, так и среди чиновников (см. «НГ» от 03.02.19).

Впрочем, оставляя в стороне вопросы политической ангажированности или, наоборот, неангажированности Росстата, нельзя не отметить общего ухудшения январской статистики. К примеру, если в прошлом году реальная зарплата росла двузначными темпами и была предметом гордости правительственных чиновников, то в январе она продемонстрировала фактически формальный рост – 0,2%. И на фоне продолжающегося повышения годовых показателей инфляции в феврале динамика реальных зарплат может уйти в минус, не исключают эксперты.

Аналитиков беспокоит и замедление роста в розничной торговле до 1,6%. Оборот розничной торговли в январе 2019 года составил 2,48 трлн руб. «Это (рост розничной торговли. – «НГ») минимальное значение данного показателя за последние полтора года», – подчеркивает Тремасов. И, по мнению экономиста, наметившееся замедление роста потребительского кредитования, ухудшение динамики зарплат и доходов на фоне ускорившейся инфляции – факторы, которые могут привести к стагнации потребительского спроса в этом году.

Еще один повод для волнений – статистика по объему выполненных работ в секторе строительства. По итогам первого месяца этого года «Строительство» выросло на неочевидные 0,1%. «После удивительного пересмотра прошлогодних показателей, зафиксировавшего рекордные за 10-летие темпы роста строительных работ, ситуация в отрасли вернулась в более привычное для последних лет состояние стагнации», – замечают эксперты.

Напомним, ранее в январе федеральная служба пересмотрела данные о динамике строительства за 2017–2018 годы, в результате чего оказалось, что страна пережила в прошлом году невероятный строительный бум. Эксперты тогда рапорты о строительном буме называли необъяснимыми, поскольку в РФ снижалось производство стройматериалов, сокращались перевозки этих грузов и упал ввод нового жилья (см. «НГ» от 27.01.19).

Заметим, на фоне общей стагнации строительного сектора ввод нового жилья показал куда более плачевные результаты. По итогам января в России было введено около 4,2 млн кв. м жилья, что почти на 17% ниже аналогичных показателей прошлого года. К слову, ровно год назад – в январе 2018 года – жилищное строительство демонстрировало взрывной рост: 16,3%.

Стоит также учесть, что до обнаружения Росстатом «строительного бума» в стране наблюдалась прямо противоположная динамика. В то время как общий объем работ в сегменте «Строительство» снижался, ввод нового жилья увеличился двузначными темпами (см. «НГ» от 23.04.18).

Наблюдается замедление и в сельском хозяйстве. Отечественный агропром в январе увеличил производство продукции на скромные 0,7%. Можно было бы списать это на сезонность, однако в январе 2018 года сельское хозяйство демонстрировало рост на более внушительные 2,3%.

Исходя из динамики базовых отраслей, рост ВВП в январе можно грубо оценить на уровне чуть ниже 1% год к году, не исключает Кирилл Тремасов. «В феврале замедление экономики скорее всего продолжается… Нельзя исключать того, что в феврале-марте динамика ВВП уйдет в минус», – говорит он.

Другой вопрос, какие данные в итоге продемонстрирует общественности сам Росстат. Последняя же корректировка Росстатом показателей роста ВВП за 2018 год окончательно подорвала доверие к ведомству со стороны экспертного сообщества.

«Обострение проблемы доверия наглядно показывает отчет Центробанка, в котором были высказаны сомнения в правильности отражения данных Росстата по сегменту «Строительство» и соответственно по росту ВВП РФ в 2018 году», – говорит Анастасия Соснова. «И дело даже не в том, что рост ВВП за прошлый год на 2,3% невозможно увидеть даже в бинокль, а в том, что сначала озвучиваются одни цифры, потом, когда сверху слышится недовольство, методики начинают спешно перекраиваться. Подобное «переобувание на ходу» простилось бы кому угодно, но только не статистическому ведомству», – считает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. Аналитик подчеркивает: созданная за счет пересмотра методик высокая база 2018 года неизбежно вызовет пропорциональный провал показателей в следующем году. «И экономисты уже гадают, что придется править в методиках Росстату, чтобы опять выдать достойный похвалы результат», – указывает он.

Нужно понимать, что Росстат в отличие от независимых исследовательских организаций и других институтов, ведущих работу со статданными, является федеральной службой в прямом подчинении Минэкономразвития, напоминает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. «Не может федеральный орган исполнительной власти, подчиненный министерству, ответственному за прогнозирование в сфере социально-экономического развития государства, быть настолько независимым в своих оценках, чтобы описываемые в его отчетах результаты деятельности правительства расходились с прогнозами, которые кабмин подготавливает», – продолжает Жарский.

Независимая газета. 20.02.2019

Читайте также: