Отечественной экономике установили предел
Анастасия Башкатова
Конгресс США опубликовал законопроект об ужесточении антироссийских санкций. В частности, как и ожидалось, американские сенаторы предлагают нанести удар по новому госдолгу РФ. Высшая школа экономики (ВШЭ) обнародовала экспертный консенсус-прогноз для России на ближайшие семь лет. Судя по нему, вплоть до 2025-го предел роста для экономики РФ – это около 2% в год. Опрошенные «НГ» эксперты, однако, считают, что в сложившихся условиях такой предел уже можно называть завышенным: даже 2% роста становятся для России чем-то экстраординарным.
В период с 13 по 20 февраля Центр развития ВШЭ провел опрос профессиональных прогнозистов относительно перспектив российской экономики на период до 2025 года.
В опросе приняли участие 25 экспертов из России и других стран. В среду ВШЭ опубликовала результаты.
Важный вывод консенсус-прогноза: «Экстраординарную оценку роста ВВП в минувшем году (да, 2,3% в год теперь приходится рассматривать как нечто экстраординарное) никто из экспертов не воспринял как начало долгожданной фазы ускорения». Напомним, ранее Росстат сообщил, что по итогам 2018-го ВВП РФ увеличился на 2,3%.
Судя по консенсус-прогнозу, предел роста для российской экономики на ближайшие семь лет – около 2% в год. И это при том, что Международный валютный фонд прогнозирует рост мировой экономики вплоть до 2023-го на уровне примерно 3,6–3,7% в год.
Если говорить именно про 2019 год, то в Минэкономразвития (МЭР) тоже пока не ждут от экономического ускорения. По оценке ведомства, в январе 2019-го рост ВВП РФ замедлился до 0,7% в годовом выражении. По итогам всего 2019-го МЭР ожидает в базовом прогнозе экономический рост на 1,3%.
Но перспективы следующих лет ведомство Максима Орешкина оценивает уже более позитивно. В базовом сценарии МЭР Россия к 2024-му выйдет на 3,3% роста в год, а в консервативном прогнозе, предполагающем более низкие нефтяные цены, рост ВВП РФ к 2024-му составит около 3% в год.
Как уже писала «НГ», некоторые эксперты полагают, что у российской экономики есть шанс «обогнать» прогноз Минэкономразвития в 2019 году, но при условии, что не случится каких-либо внешних и внутренних шоков. При сохранении статус-кво «рост ВВП в 2019-м будет находиться в пределах 1,7–2%», сообщили ранее специалисты Академии при президенте (РАНХиГС) и Института Гайдара (см. номер от 25.02.19).
Правда, одного только достижения на бумаге даже 2% роста будет недостаточно для настоящего рывка и полноценного развития. Более того, эксперты, опрошенные «НГ», считают, что даже 2% роста – это для России уже не просто предел, а недосягаемый идеал.
В среду Конгресс США обнародовал законопроект об ужесточении антироссийских санкций. Речь идет об обновленной версии проекта, получившего ранее название «Санкции из ада» (Bill from Hell). Новые ограничительные меры американские сенаторы анонсировали две недели назад, «НГ» уже описывала предлагаемые сенаторами ограничительные меры (см. номера от 14.02.19, 21.02.19).
В законопроекте, размещенном в среду на сайте Конгресса, уточняется, что «срок, который дается президенту США на введение санкций против российского госдолга, ограничивается 60 днями вместо 90, а сам запрет должен начать действовать через 90 дней после вступления закона в силу» (перевод BBC Russia).
При этом госдолг определяется как «облигации со сроком обращения более 14 дней, выпущенные Банком России, Фондом национального благосостояния или Минфином; валютные свопы сроком более 14 дней; любые другие финансовые инструменты со сроком погашения более 14 дней, выпущенные российскими финансовыми институтами от лица правительства РФ или рассматриваемые США как представляющие российский госдолг». Речь идет о сделках с новым суверенным долгом РФ.
Кроме того, «под запрет попадают инвестиции в российские проекты за рубежом, касающиеся сжиженного природного газа, и проекты по разработке нефтяных ресурсов в России стоимостью от 1 млн долл. (или от 5 млн долл. суммарно на протяжении 12 месяцев), а также инвестиции в российские энергетические проекты за рубежом, которые оцениваются в сумму более 250 млн долл.». Судя по обнародованным материалам, список банков, которые подпадут под санкции, предстоит определить президенту США.
С одной стороны, как говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, если рассматривать фондовый рынок, то «санкции и их ужесточение уже заложены в котировки». «Нужно также понимать, что законопроект в текущем виде вряд ли пройдет Сенат в августе, он претерпит много изменений в ходе обсуждений, поэтому испуг инвесторов быстро пройдет», – ожидает эксперт.
С другой стороны, если говорить про ситуацию в целом в экономике РФ, то, как замечает Жарский, из-за недавних статистических кульбитов трудно понять, в какой фазе экономического цикла сейчас на самом деле находится Россия. И те достигнутые или потенциальные 2% роста, которые все обсуждают, «могут быть не совсем настоящими»: нарисованными, причем с большой долей погрешности.
Рост на 2% в год – это для российской экономики скорее оптимистичный сценарий, считает старший аналитик центра «Альпари» Анна Бодрова. Ожидания такого роста на фоне текущей геополитической обстановки и усиления санкционного давления выглядят излишне оптимистично, соглашается доцент Российского экономического университета Олег Чередниченко.
При этом, как уточняет Бодрова, рост на 2% будет означать, что «экономическая машина худо или бедно шевелится, жизнь продолжается». Но, по словам эксперта, «естественно, ни о каком ощутимом улучшении уровня жизни в данном случае речи и не идет».
Независимая газета. 27.02.2019