Из серой зоны Молдавия может выйти с протестами

Светлана Гамова

Президент Игорь Додон, полномочия которого до выборов ограничивали Конституция, и парламент с правительством, остался единственным легитимным руководителем республики. Старый парламент распущен, новый не утвержден, правительство автоматически превратилось в и.о., и вся молдавская власть – до решения Конституционного суда по итогам парламентских выборов – это президент. Если он позовет людей на улицы, они выйдут, чтобы избавиться от власти Демпартии во главе с олигархом Владимиром Плахотнюком. Против этого голосовали сторонники трех остальных партий, прошедших в парламент, геополитика в этот раз не была основным фактором. Додон обещал клич бросить.

Республика Молдова (РМ) скорее всего «останется в серой зоне между Россией и Европейским союзом, а также между верховенством закона и диктатуры», сделали вывод журналисты немецкого издания Spiegel. «Считается, что за последнее десятилетие Молдова стала европейским центром отмывания денег. Прошедшие 24 февраля парламентские выборы продемонстрировали, насколько плоха в стране ситуация с демократией. По данным ОБСЕ, в ходе выборов основные права были соблюдены, но есть также убедительные доказательства фальсификаций и подкупа голосов», – отмечается в публикации Spiegel.

Авторы статьи также отмечают тот факт, что голосование впервые проводилось на основе новой избирательной системы, которая подверглась жесткой критике со стороны экспертов из ЕС и Совета Европы.

«Смешанная система благоприятствует Плахотнюку и правящей партии. Несмотря на то что демократы не показали самый лучший результат, Влад Плахотнюк уже косвенно объявил о намерении сформировать правительство. «Мы готовы к переговорам со всеми политическими силами», – сказал он вскоре после закрытия избирательных участков в воскресенье вечером», – обрисовали сложившуюся ситуацию немецкие журналисты.

«Пример формирования предыдущего законодательного органа продемонстрировал, как эти переговоры проходят в Республике Молдова. После выборов 2014 года у демократов было 19 мест в парламенте. Но Плахотнюк контролировал большинство из 101 депутата. Многие из них были подкуплены или подверглись шантажу. Хотя это не доказано, ни для кого в стране это не является секретом. Сейчас Плахотнюк может стать главой правительства. В целом, как прогнозируют некоторые наблюдатели, страна останется в серой зоне между Россией и Европейским союзом, а также между верховенством закона и диктатуры», – заключают авторы статьи.

Немцы оказались наблюдательными: сегодня в Молдавии все говорят о том, уйдет ли из власти Плахотнюк. В Кишиневе таксисты обсуждают эту тему с пассажирами. Про Россию или Евросоюз никто не говорит. Геополитика на нынешних выборах не была главной, как раньше. С Россией Молдавия торгует, молдаване там работают, с Евросоюзом тоже все в порядке – на уровне рядовых граждан. Но страна пустеет, их нее, по данным молдавской погранслужбы, ежедневно уезжают 60 человек. А уезжать никто не хочет, но на вопрос, что здесь делать, ответ один: нечего. «А если Демпартия с Плахотнюком останется еще на четыре года, то стране придет конец», – поделился своим мнением с «НГ» местный таксист. Он заметил, что если Додон позовет народ на улицы, как обещает, то «выйдут все».

Будут ли досрочные выборы – еще одна обсуждаемая тема в молдавской столице. Многие жители Кишинева считают, что повторные выборы будут прозрачнее и честнее. Прошедшие недавно выборы многие называют мошенническими. Если Конституционный суд утвердит их итоги, то новый парламент, к которому у населения уже есть вопросы, начнет работать.

Между тем президент Додон, выступая на телеканале «НТВ Молдова», сказал, что если Конституционный суд утвердит результаты выборов, «то есть несколько сценариев дальнейшего развития событий». Он назвал четыре «теоретически легитимных» сценария и один «нелегитимный».

«Первый сценарий: демократы создают коалицию с ACUM («Сейчас») (блок партий проевропейской направленности. – «НГ»), то есть с правыми. Я понял, что уже пытаются вести переговоры на эту тему. У одних 30 мандатов, у других – 26. Это «комфортное» парламентское большинство. В этом случае пусть они создают коалицию, пусть выносят свои предложения президенту, и мы будем их рассматривать», – отметил Додон.

«Второй вариант – социалисты создают коалицию с ACUM. Я говорю теоретически, чтобы кто-то не думал, что ведутся какие-то переговоры. У социалистов 35 мандатов, у ACUM – 26. Всего 61 мандат. Это коалиция. Мне пишут разные сообщения наши и другие избиратели – справа, чтобы было ситуативное голосование. Но любое ситуативное голосование закончится тем, что на второй день Конституционный суд просто это отменит. Если вы хотите между собой договариваться, садитесь и создавайте коалицию. Игры не получится», – заключил президент.

Третий вариант, по мнению Додона, – теоретический: Партия социалистов – Демократическая партия, четвертый – досрочные парламентские выборы. «Это четыре легитимных сценария, при которых не ведется подкуп депутатов и, что очень важно, ни в одном из них не должно быть Партии Шора (Илан Шор – мэр города Оргеева, миллионер, проходяший по делу о краже из молдавских банков 1 млрд долл. – «НГ»), с учетом того, кто там в этой партии. Социалисты с Партией Шора сотрудничать не будут. Это однозначно», – сказал Игорь Додон.

Пятый, нелегитимный, по его словам, сценарий состоит в том, что демократы вместе с Партией Шора могут попытаться подкупить депутатов из других партий и предложить президенту кандидатуру премьера. «Этот сценарий нелегитимный, я говорил об этом послам США, ЕС, России, с которыми встречался. В этом случае у президента есть достаточно аргументов не принимать предложения этого непонятного большинства, которое не соответствует выбору народа 24 февраля, и не подписывать никакие документы. А если они попытаются какими-то непонятными схемами снять президента с должности, тогда президент призовет народ на площадь, – отметил глава молдавского государства.

Однако руководитель кишиневского Центра стратегических исследований и политического консалтинга Анатол Царану заметил «НГ», что дуэт Плахотнюка с Шором – вполне реальный вариант. «Партия Шора – это фактически та же Демпартия. Вместе у них 37 мандатов. Недостающих переманят из фракций других партий или уговорят одномандатников, за деньги, конечно. Получится большинство. Тем более перебегать из одной фракции в другую – не новость для молдавского парламента. Это началось при экс-президенте Владимире Воронине, возглавлявшем фракцию коммунистов, из нее, кстати, вышел и Игорь Додон с нынешним лидером социалистов Зинаидой Гречанной, которые организовали свою фракцию, а затем и партию. Потом процесс перебежек продолжился», – рассказал «НГ» молдавский политолог. При этом он не исключил договоренности между социалистами и демократами.

Президент тем не менее предупредил депутатов: «Если начнется скупка депутатов, я это не приму. Ребята, лучше не пробуйте это. Я это не подпишу и призову народ выйти на площадь, уверен, что люди выйдут. Чем это закончится – не знаю. Поэтому или договаривайтесь между собой, если же нет – я беру кандидата в премьер-министры, вы не голосуете, два раза проводим процедуру, распускаем парламент, и все», – сказал Додон.

Игорь Додон также отметил, что заявление о формировании большинства, согласно демократическим нормам, должна делать Партия социалистов, которая получила большинство голосов.

Независимая газета. 28.02.2019

Читайте также: