Южная Осетия выдвинула Грузии территориальные претензии
Георгий Двали, Тбилиси
Министр иностранных дел Южной Осетии Дмитрий Медоев заявил в интервью немецким СМИ, что регион Восточная Осетия, находящийся сейчас в составе Грузии, рано или поздно воссоединится в рамках «единой Осетии» с другими частями осетинского государства. В Тбилиси считают, что господин Медоев на самом деле озвучил угрозу Москвы, поскольку российское руководство недовольно решением Грузии признать вслед за США Хуана Гуайдо законным президентом Венесуэлы и отказом осудить признание Константинополем автокефалии Украинской церкви, несмотря на убедительную просьбу РПЦ.
О притязаниях Южной Осетии на ряд восточных регионов Грузии глава МИД частично признанной республики Дмитрий Медоев заявил в эксклюзивном интервью газете Neues Deutschland. Назвав ряд территорий Мцхета-Мтианетского края Грузии восточной Осетией, глава южноосетинского дипломатического ведомства пообещал, что эти земли «рано или поздно вернутся осетинскому народу». Под Восточной Осетией Дмитрий Медоев имел в виду Трусовское ущелье, ущелья Коби и Гудо, а также город Казбеги, прилегающие к военно-грузинской дороге и знаменитому зимнему курорту Гудаури.
Дмитрий Медоев сообщил немецкому изданию, что у высшего руководства Южной Осетии, в том числе президента республики и осетинского общества, «очень четкая позиция по данному вопросу». «Эти земли вернутся Осетии, и на них будут жить осетины»,— объяснил господин Медоев, заметив при этом, что проблематика Восточной Осетии неоднократно поднималась членами южноосетинской делегации в ходе Женевских дискуссий по безопасности на Южном Кавказе. Они, напомним, периодически проходят с участием представителей США, РФ, Грузии, ее бывших автономий при сопредседательстве ООН, ЕС и ОБСЕ (последний раунд состоялся 10–11 декабря прошлого года).
В Тбилиси на заявления министра иностранных дел Южной Осетии отреагировали очень остро. Официальный представитель МИД, назвав высказывания Дмитрия Медоева «провокацией», сообщил журналистам, что посольство Грузии в ФРГ «немедленно связалось с изданием и разъяснило правовой статус Цхинвальского региона как «территории, оккупированной Россией».
Позднее само грузинское посольство распространило заявление, в котором утверждается, что автор интервью, журналист Давид Ноак (David X. Noack) «публикует статьи в основном в изданиях левой ориентации, а с 2012 года является членом и активным сторонником организации "Берлинские друзья народов России"».
«Что касается самого Neues Deutschland, оно является изданием с низким тиражом. Различными ведомствами (Bundeszentrale fur politische Bildung, Bundesamt fur Verfassungsschutz) оно считается изданием, которое явно проявляет леворадикальные наклонности»,— подчеркнули в посольстве Грузии в Берлине.
Грузинские политики сразу обвинили в произошедшем Москву.
Однопартиец Михаила Саакашвили, бывший кандидат в президенты в ходе осенних президентских выборов Григорий Вашадзе, который ранее занимал пост главы МИД Грузии, в интервью журналистам выразил уверенность, что высказывания Дмитрия Медоева — «проявление недовольства Москвы неизменностью прозападного курса Грузии». «Эти земли останутся грузинскими, а Дмитрию Медоеву рано или поздно придется выбирать, в какой тюрьме ему сидеть — грузинской или российской»,— предупредил оппозиционер.
Лидеры правящей партии «Грузинская мечта» ответили на территориальные претензии Южной Осетии в ином ключе: министр регионального развития и инфраструктуры Майя Цкитишвили заявила на экономической конференции «Грузия и мир в 2019 году», что правительство намерена всячески развивать восточные районы страны, а село Коби и ущелье Трусо «станут новыми центрами притяжения для туристов». В частности, там планируется построить целую сеть канатных дорог для любителей горных лыж.
Кавказовед Мамука Арешидзе напомнил “Ъ”, что еще в 2009 году тогдашний президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сетовал на «несправедливость решения советского руководства о передаче Трусовского ущелья Грузии». «Еще в начале 2000-х годов во Владикавказе было сформировано НКО "Дарьял", выдвинувшее претензию на эти территории»,— заметил эксперт.
По словам Мамуки Арешидзе, тема Восточной Осетии часто активизируется, когда Москва «недовольна позицией Тбилиси по важным для нее международным вопросам».
Сейчас, по мнению собеседника “Ъ”, недовольство российского руководства вызвано «признанием Грузией Хуана Гуайдо законным президентом Венесуэлы и отказом ГПЦ осудить автокефалию Украины».
Комментируя высказывания Дмитрия Медоева, кавказовед заметил, что если под Восточной Осетией имеются в виду те территории восточной Грузии, где жили или живут этнические осетины, то претензии могут распространиться также на Кварельский и Лагодехский районы Грузии, расположенные в сотнях километрах от Южной Осетии, а также курорты Боржоми и Бакуриани.
Коммерсант. 31.01.2019