Почему Россия должна осваивать Курилы самостоятельно
Вениамин Готванский, кандидат географических наук, действительный член Русского географического общества
Разговоры и переговоры о передаче, или, как твердят японцы, о «возвращении», Россией островов из Курильской гряды – не новость. Они возникают при каждом удобном для японских политиков случае. Так было 11 лет назад, когда Владимир Путин побывал на саммите в Токио, так случилось и в 2016-м, и в нынешнем году. Но не пора ли прекратить поползновения на нарушение международных договоров и собственно Конституции РФ?
Границы России (Советского Союза) на Востоке были закреплены Пекинским договором 1860 года и прилагаемой к нему картой с линией границы (1861 год), подтвержденными Хунчунским соглашением (1886 год) России и Китая. Курильские острова вернулись к СССР (России) на основании договора, подписанного 49 странами, в том числе Японией, в Сан-Франциско 8 сентября 1951 года. Совершенно ясно, что юридических оснований для пересмотра этих договоров нет. Так в чем же дело? А в том, что прелюдией к нынешним претензиям на российские земли были действия наших политиков в прошлом. Они подписывали соглашения, которые утверждались без учета интересов главного источника власти в стране – народа.
В Конституции РФ записано: «С точки зрения внутригосударственной характеристики суверенитета это положение означает: во-первых, юридическую невозможность уступки Российской Федерацией, ее органами и должностными лицами части территории России иностранному государству, в том числе на основании международного договора». Однако, например, министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе 1 июня 1990 года поставил свою подпись под соглашением с госсекретарем США Джеймсом Бейкером «О линии разграничения морских пространств» с передачей США акваторий Берингова и Чукотского морей площадью более 40 тыс. кв. км с богатейшими биоресурсами и прогнозными запасами нефти, подписанным также президентом Михаилом Горбачевым.
При Борисе Ельцине была затеяна так называемая демаркация государственной границы (на ее восточной части). В процессе демаркации игнорировались исторические и научные материалы специалистов Дальневосточного филиала Академии наук и других, а также Пекинский договор, который на самом деле отвечал историческим и природным реалиям. В результате такой демаркации Россия лишилась 1500 кв. км территории. Но этого оказалось мало. Учитывая слабость новой власти в РФ, китайская сторона подняла вопрос и о пересмотре границы в районе Хабаровского гидроузла на том основании, что устье Уссури, по которому она должна проходить, находится не в протоке Амурской (Казакевичева), как было показано на карте 1861 года, тогда подписанной и китайской стороной, а на 30 км ниже, фактически в Хабаровске. И теперь эту карту они не признали за документ. Безграмотный в геологическом и гидрологическом аспектах китайский постулат подхватили и поддержали наши чиновники.
На самом деле наши предки разбирались в географии лучше их потомков-законодателей, когда поставили пограничный столб у настоящего устья Уссури. По факту Амурская (Казакевичева) протока является правым рукавом Амура. Об этом свидетельствуют высокие террасы над селом Казакевичево и в поселке Бычиха с остатками аллювия с галькой и валунами, принесенными Амуром с хребта Малый Хинган. Но признание нашими чиновниками позиции КНР узаконило «факт» впадения главной реки в свой приток и потерю Россией еще более 330 кв. км территории. В 2005 году Госдума, игнорируя международные соглашения, ратифицировала Дополнительное соглашение о российско-китайской государственной границе на ее восточной части между РФ и КНР о передаче острова Тарабаров и части Большого Уссурийского острова (фактически пригорода Хабаровска), а также острова Большой на Аргуни (у нашего берега!) Китаю. Эти острова не принадлежали Китаю, на них обитали аборигены Амура.
Будущее Курил туманно. Пока стороны приступили к обсуждению возможностей совместной хозяйственной деятельности на островах. При этом, как и прежде, не спросили ни курильчан, ни региональные органы власти о допустимости такого освоения.
А ведь еще 25 октября 2004 года сахалинская региональная общественная организация «За неотделимость российских Восточных территорий» выступила с требованием прислушаться к заявлению Сахалинской областной Думы от 19.04.01, в котором говорилось: «Усилиями наших дедов и отцов все Курильские острова возвращены в состав нашего государства, и нынешние руководители страны не вправе ни раздавать, ни обещать передавать кому бы то ни было то, что собрано не ими, принадлежит не им, а всем россиянам, в том числе нашим детям и внукам – всем будущим поколениям».
Опыт «совместной деятельности» с соседями у РФ уже есть. В 1999 году принято постановление правительства РФ «О заключении Соглашения между правительством РФ и правительством КНР о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек». Результат – на таких островах стали хозяйничать граждане КНР, причем зачастую они действовали хищнически, без соблюдения природоохранных правил, браконьерствуя у самого российского берега. Вырубались деревья, почвы распахивались до самого уреза реки. С той поры многие острова активно размывались во время паводков. Некогда местные жители косили там сено, собирали ягоды, грибы и, конечно, не трогали лесную и кустарниковую растительность, закрепляющие острова. Теперь фактически острова стали китайскими.
С Курилами еще сложнее. Кроме богатой биоты (исторически сложившейся совокупности видов живых организмов) Охотского моря и Тихого океана в 200-километровой зоне островов выявлены богатые запасы минерального сырья, в том числе рения, ильменит-магнетитовых руд с титаном и ванадием, золота, серебра. Геополитическим интересам России соответствует и создание новых добывающих и перерабатывающих мощностей на Дальнем Востоке и Курильских островах. Но только надо осваивать все эти богатства своими силами, а не превращать и эту часть России в сырьевой придаток соседней страны.
В целом вопрос о Курилах – лакмусовая бумага для власти, определяющая уровень патриотизма, уважения к людям, живущим на этих островах. А поиск ответа на этот вопрос должен заставить власть думать о кардинальном решении экономических и социальных проблем страны и ее окраин.
Независимая газета. 17.01.2019