Киев завлекает в Черноморье внешних игроков
Татьяна Ивженко
В Минске 17 января состоится первая в этом году встреча трехсторонней контактной группы по урегулированию в Донбассе. Украинская делегация намерена повторить попытку обсуждения ситуации в Азовском море и Керченском проливе. Киев настаивает на создании в Керчи постоянной базы Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ.
Требование звучит на фоне подготовки украинской стороны к очередному походу военных кораблей из Черного моря в Азовское. О планах рассказал еще в середине декабря секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Александр Турчинов. В интервью BBC News-Украина он пояснил: «Мы должны доказать миру, что Украина не потеряла свои позиции в Азовском море. И что в этом море, где действует международное право, могут находиться как украинские, так и иностранные корабли. Это для нас принципиально. Если мы остановимся и отступим, то Россия фактически выполнит свою задачу по захвату Азовского моря, предъявит миру определенные самостоятельно новые морские границы в Черном море, де-факто легализировав оккупацию Крыма».
Напомним, по итогам инцидента 25 ноября российская сторона задержала украинские суда и арестовала их команды. На этой неделе Лефортовский районный суд Москвы продлил сроки ареста всем 24 задержанным до апреля. В России их обвиняют в незаконном пересечении границы РФ. Украинская власть утверждает, что никаких нарушений не было, а задержанных считает военнопленными. В среду МИД Украины выразил протест против решения российского суда.
Позицию Украины разделяют ее западные партнеры. Накануне судебного заседания посольство США в Киеве обнародовало заявление, в котором сказано: «Россия должна немедленно освободить украинских моряков, а не использовать их как пешки в своей политической игре. Уже более 50 дней Россия незаконно удерживает украинских моряков, которые пользовались свободой судоходства Украины в ее территориальных водах». В это же время замгенсека НАТО Роуз Геттемюллер в Брюсселе обсудила сложившуюся ситуацию с главой Генштаба ВСУ Виктором Муженко. По итогам разговора она написала в Twitter: «Важно, чтобы Россия освободила украинских моряков и корабли, которые она захватила. Мы продолжаем работать с Украиной над укреплением безопасности…»
В Киеве в эти дни находится десант западных политиков. Во вторник президент Петр Порошенко встречался с президентом Национального совета Австрии Вольфганом Саботкой. В среду проводил переговоры с министрами иностранных дел Эстонии, Литвы, Польши – Свеном Миксером, Линасом Линкявичусом, Яцеком Чапутовичем. По итогам встречи пресс-служба администрации президента сообщила: «Обсуждалась ситуация в Азовском и Черном морях, существующие угрозы со стороны России – с учетом осуществленного в ноябре 2018 года акта агрессии российских военных против украинских кораблей и захвата в плен украинских моряков».
Киев пытается заручиться поддержкой Запада не только в вопросе освобождения арестованных, но также при подготовке нового похода военных кораблей из Черного в Азовское море. Александр Турчинов, анонсируя операцию, отметил в декабре: «Будем приглашать представителей ОБСЕ и других международных организаций, чтобы они присутствовали на наших кораблях – для того, чтобы доказать всему миру, что Украина и ее моряки не нарушают никаких законов и международных правил». Тогда, по словам Турчинова, никакого отклика на его инициативу еще не было.
В декабре украинская делегация на переговорах в Минске попыталась расширить тему переговоров по Донбассу, добавив вопросы использования Азовского моря и Керченского пролива. Первый зампредседателя Верховной рады, член подгруппы по гуманитарным вопросам на переговорах в Минске Ирина Геращенко сказала в эфире программы «Крым. Реалии», что российская делегация категорически отказалась расширять повестку переговоров в Минске.
На днях, анонсируя первую в этом году встречу в Минске, Геращенко написала в соцсети, что украинская делегация повторит свои требования об освобождении моряков и возвращении Украине военных кораблей; а также о создании в Керчи постоянно действующего мониторингового пункта миссии ОБСЕ. «Мы не отступим от этой нашей позиции», – заявила Ирина Геращенко.
Перечисленные вопросы она вместе с главой украинской делегации в Минске Евгением Марчуком обсудила с прибывшим на этой неделе в Киев действующим председателем ОБСЕ Мирославом Лайчаком (главой МИД Словакии, который только приступил – в порядке очередности – к исполнению обязанностей в ОБСЕ). Отметим, что в конце прошлого года, когда в Киеве заявили о подготовке нового морского похода, генсек ОБСЕ Томас Гремингер сказал в интервью немецкому изданию Neue Osnabruecker Zeitung, что опасается обострения конфликта: «Может возникнуть цепная реакция. Там, где у них (у Украины и РФ. – «НГ») возникают отдельные очаги, где вспыхивает пламя, когда-нибудь, вольно или невольно, произойдет эскалация». Он назвал опасными точками линию разграничения в Донбассе и Крым.
Украинские эксперты считают, что ситуация в Азовском море и в Керченском проливе может запустить ту «цепную реакцию», о которой говорил Гемингер. Директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский в интервью изданию «Слово и дело» поддержал идею Александра Турчинова: «Украина отстаивает свое право на мирное использование акватории Азовского моря. То, что это необходимо делать, что мы должны защищать свой суверенитет, бесспорно…» Однако, как отметил эксперт, следовало бы попытаться организовать военное сопровождение украинских судов – возможно, кораблями стран НАТО. «В таких условиях РФ побоится идти на какие-то агрессивные действия. Скорее даже наоборот: Россия попытается развернуть ситуацию в свою пользу. К примеру, апеллируя к тому, что на сей раз Украина «сделала все по правилам и мы пропустили корабли, а в прошлый раз были нарушения, потому их и не пропустили», – сказал он.
Сейчас речь не идет о каком-либо участии НАТО как структуры в украинских планах. Киев сосредоточил внимание на необходимости привлечь ОБСЕ к мониторингу ситуации. Глава украинского правительства Владимир Гройсман в ходе встречи с председателем ОБСЕ Лайчаком отметил: «Нужно поднимать вопрос не только Донбасса, Крыма, но и вопрос Азовского моря. Все, что там происходит, должно получить надлежащую международную реакцию. Это ползучая оккупация Азовского моря. И она требует адекватного ответа». Лайчак, по сообщению пресс-службы украинского правительства, согласился, что безопасность Украины – это «важная составляющая архитектуры безопасности всей Европы».
Руководитель Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко отметил в комментарии каналу «24», что ситуация в Азовском море и Керченском проливе касается не только Украины, но и других государств, имеющих интересы в этом регионе. По его мнению, в правовом поле урегулировать спор в ближайшее время невозможно, ведь стороны исходят из противоположных представлений о принадлежности Крыма: «Украина не признает аннексию, а Россия де-факто навязывает новые линии морских границ». Эксперт считает, что обсуждать сложившуюся ситуацию следовало бы на уровне «нормандской четверки» с привлечением к переговорам Турции и США: «Возможны неформальные договоренности. Их суть: украинская сторона будет сообщать о проходе военных кораблей, а Россия – давать разрешение. Для нас это будет выглядеть не очень хорошо. Но в противном случае будет повторение событий 25 ноября прошлого года. Причем, не исключено, с трагическими последствиями – гибелью украинских моряков или масштабным военным конфликтом…»
Независимая газета. 16.01.2019