Дамоклов меч долгового вопроса над Белоруссией (II)

Илья Захаркин

Часть I

В данном случае следует отметить следующее. Россия, долгое время напрямую и косвенно субсидировавшая своих союзников, сегодня окончательно пересмотрела свою позицию, в том числе и из-за ряда финансово-экономических проблем внутри страны. В этой связи в Кремле готовы лишь на предоставление небольшой по сравнению с прошлыми годами помощи, а также отсрочку по платежам и рефинансирование долга. И в этом случае стоит учитывать, что даже такая помощь позволит белорусской стороне снизить платежи и, соответственно, направить часть освободившихся средств на погашение основного долга. Хотя это, конечно, не может полностью удовлетворить белорусские власти.

Поэтому сегодня в Минске ищут иные способы привлечения средств, в том числе и за счет обращения к коммерческим банкам, а также выпуска ценных бумаг. Например, министерство финансов намерено в первом квартале 2019 года зарегистрировать проспект эмиссии облигаций в российских рублях, которые могут быть размещены на Московской бирже. Правда, о сроках размещения белорусских госбумаг пока неизвестно, так как Минфин еще изучает ситуацию и ждет последний, седьмой транш кредита ЕФСР в $200 млн.

В целом сегодня, как отмечают в НББ и Минфине Белоруссии, у республики есть «три потенциальных источника заимствования – внутренний рынок России, китайский рынок и евробонды» При этом выход с предложениями на европейский рынок в Минске предполагают лишь в случае провала на российском и китайском направлениях. Так, еще летом 2018 года Минфин объявил о планах размещения на Московской бирже двух выпусков 3-летних облигаций в российских рублях. Тогда правительство Белоруссии назначило организаторами размещения Газпромбанк, Совкомбанк и банк «ФК Открытие», а соорганизатором – Евразийский банк развития (ЕАБР). Кроме того, осенью премьер-министр С.Румас отмечал, что Минск рассчитывает на помощь и дальнейшее сотрудничество со Сбербанком, который сегодня реализует в республике проектов на сумму около $3,8 млрд.

Параллельно с этим в прошлом году Минфин получил разрешение Народного банка Китая на размещение суверенных облигаций на внутреннем финансовом рынке КНР и заявил о том, что намерен в конце 2018 - начале 2019 года разместить выпуск «панда-бондов» на $300-500 млн со сроком обращения 3-5 лет. В начале сентября китайское рейтинговое агентство China Chengxin International Credit Rating присвоило рейтинги Белоруссии по китайской национальной рейтинговой шкале на уровне «АА+» со «стабильным» прогнозом. Однако позже стало известно, что Минск пока не планирует занимать в Китае, так как рейтинг белорусских бумаг все еще достаточно низок, а китайский регулятор готов допустить на внутренний рынок эмитентов с рейтингом не ниже «ААА».

Боле того, размещение евробондов на сегодняшний день также оказалось под большим вопросом. Как отметил заместитель министра финансов А.Белковец, «возможностей оперативно занять достаточно много, но в настоящий момент мы не ведем работу по подготовке сделки с евробондами». По его словам, все будет зависеть от того, как будет складываться реализация проектов в России и Китае, и, «если по ним будут проблемы, всегда остается возможность размещения евробондов».

Таким образом, исходя из нынешних планов белорусского правительства и сложившейся ситуации на конец 2018 – начало 2019 года, следует отметить три основных момента. Первое – Белоруссия намерена и дальше наращивать свою долговую нагрузку, несмотря на заявления политиков о том, что она должна быть снижена. По мнению большинства экономистов, в краткосрочной перспективе такая политика не несет особых рисков, если, конечно, правительство сумеет грамотно рассчитать свои возможности, а экономика страны сможет начать восстанавливаться запланированными темпами.

Определенный оптимизм в данном случае связан с тем, что Нацбанк и правительство республики отказались от стратегии брать в долг тогда, когда дают, перейдя на поиск средств ровно в том количестве, которое необходимо и когда необходимо. Правда, стоит отметить, что при отсутствии в стране реформ и продолжения существования фактически плановой системы хозяйствования кредиты в стране, скорее всего, снова будут использоваться крайне неэффективно и направляться не на развитие экономики, а на покрытие текущих социальных расходов. Это, в свою очередь, только усугубит ситуацию, а в будущем приведет к глобальным экономическим проблемам.

Второе – в Белоруссии действительно стали более вдумчиво искать внешние и внутренние источники финансов, однако так и не смогли провести их диверсификацию. Основным кредитором республики продолжает оставаться Россия, а интерес иных инвесторов к стране все еще на низком уровне. Как отмечают специалисты, такое осторожное отношение к Белоруссии со стороны, например, Международного валютного фонда и иных международных валютно-кредитных организаций связано с существующей в стране политической системой принятия решений, а также низкой эффективностью местной экономики, завязанной на дешевых энергоносителях из России. Проще говоря, инвесторы не верят в то, что в случае дальнейшего ухудшения ситуации в нефтегазовых отношениях с РФ Минск сможет так же четко выполнять свои финансовые обязательства, как раньше.

При этом стоит отметить, что в ряде случаев предлагаемые международными организациями кредиты выглядят более привлекательно в отличие от размещения тех же ценных бумаг. Например, МВФ предлагает длинные и дешевые деньги с процентной ставкой чуть выше 2% годовых, а те же евробонды, которые в последнее время активно используются правительством Белоруссии, в несколько раз дороже: три последних выпуска были размещены под 7,6%, 7,1% и 6,2% соответственно.

И, наконец, третье – основной проблемой в краткосрочной перспективе для белорусского бюджета будет выпадение части доходов из-за проводимого в России налогового маневра в нефтяной отрасли. Это на сегодняшний день является главной головной болью официального Минска. При этом, как отмечает большинство аналитиков, такая позиция белорусского правительства свидетельствует о том, что вопросы политического характера продолжают превалировать над вопросами экономики, когда руководство республики готово и дальше наращивать госдолг для сохранения существующего в стране статус-кво.

В этой связи неудивительным является то, что, несмотря на множественные заявления, государственные предприятия, стремясь сохранить взятые на себя социальные обязательства, продолжают увеличивать свою задолженность, перекладывая ее в конечном счете на бюджет. При этом валютные поступления с их стороны постоянно сокращаются, что только усугубляет ситуацию – собственных ресурсов на оплату валютного долга у Белоруссии становится все меньше.

В сложившихся обстоятельствах, как отмечают экономисты, решить проблему выплаты долгов только лишь одной экономией и рефинансированием ранее взятых кредитов будет невозможно. Тем более что внутренние ресурсы формируются в белорусской валюте, которая продолжает обесцениваться, а механизмов поиска дополнительных источников финансирования у официального Минска с каждым годом становится все меньше. Поэтому без кардинальных перемен в структуре управления экономикой и проведения реформ в социальной сфере удержать страну от продолжающегося скатывания в долговую яму руководству республики вряд ли удастся.

И в этом плане совершенно неслучайным выглядит недавнее заявление премьер-министра Сергея Румаса о создании в стране межведомственной рабочей группы для совместной работы с Всемирным банком по подготовке «Дорожной карты структурных реформ в Республике Беларусь». Это говорит о том, что при всем нынешнем популизме в белорусском руководстве, похоже, стали понимать, что в экономике страны нужны срочные перемены.

Ритм Евразии. 19.01.2019

Читайте также: