Америка запугана программой "Сделано в Китае 2025"

Анатолий Комраков

Американцы уже добились от Китая значительных торговых уступок. В начале января китайцы согласились увеличить закупки американских товаров на 1 трлн долл. за шесть лет. Но теперь главной претензией Вашингтона становится заявка Китая на технологическое и научное лидерство в рамках амбициозной программу «Сделано в Китае 2025». Американская торговая палата критикует Пекин за то, что он еще не отказался от попыток стать мировым технологическим лидером. Кроме того, из-за разногласий по интеллектуальной собственности Белый дом отменил встречу с китайскими коллегами, на которой планировалось обсудить вопросы торговли.

Китай продолжает стремиться к доминированию в сфере высоких технологий и реализовывать программу «Сделано в Китае 2025», хотя эти темы являются центральным предметом торговых споров с США, говорится в совместном докладе Торговой палаты США и Американской торговой палаты в Китае, который, по данным Wall Street Journal, подготовлен для Министерства торговли и торгового представителя США накануне возобновления переговоров с Китаем.

Пекин не собирается отказываться от планов стать мировым технологическим лидером, хотя в последнее время и стал меньше говорить о подобных амбициях, сообщается в докладе. «Есть свидетельства глубоких, согласованных и непрекращающихся усилий региональных властей КНР по реализации программы «Сделано в Китае 2025», – цитирует документ газета. Согласно этой программе, КНР к 2025 году должна стать лидером в производстве электромобилей, в аэрокосмической отрасли, робототехнике, развитии искусственного интеллекта и в других передовых направлениях.

WSJ отмечает, что в Белом доме прислушиваются к торговым палатам, считая их заявления отражением мнения американского бизнеса, так как сами компании опасаются делать такие заявления из-за возможного «возмездия» со стороны Пекина.

В среду CNBC сообщило, что из-за разногласий по поводу соблюдения правил в сфере интеллектуальной собственности Белый дом отменил встречу чиновников из Управления торгового представительства США с китайскими коллегами, на которой должны были обсуждаться вопросы торговли в рамках подготовки к переговорам на высоком уровне с вице-премьером Госсовета КНР Лю Хэ в конце января. Американские журналисты предположили, что отмена личной встречи сигнализирует о том, что достижение полного торгового соглашения «будет затруднено».

После того как в прошлом году разразилась торговая война США и Китая, вылившаяся во взаимное введение пошлин на различные товары, довольно долго она выглядела и как война нервов, так как китайцы «зеркалили» пошлины. Сделав в своей манере первый жесткий шаг в июне (Соединенные Штаты ввели 25-процентную пошлину на импорт китайских товаров объемом в 50 млрд долл. в год), президент Дональд Трамп на полях саммита G20 в Аргентине по итогам китайских ответных шагов немного сбавил обороты, договорившись с председателем КНР Си Цзиньпином отложить введение новых пошлин на 90 дней. Однако если к марту 2019-го не удастся заключить соглашение, Вашингтон оставил за собой право продолжить резкое повышение пошлин на китайские товары.

На усиление американской позиции сыграли подоспевшие итоги года: оказалось, что темп роста китайской экономики (6,6%) стал самым низким с 1990-х годов, что эксперты, конечно же, связали именно с «войной».

С другой стороны, ряд показателей Поднебесной демонстрирует завидную динамику. Например, розничный рынок Китая станет крупнейшим в мире в 2019 году, обогнав по размеру американский, прогнозирует исследовательская компания eMarketer. Как ожидается, продажи на китайском рынке вырастут на 7,5% до 5,6 трлн долл., тогда как в США объем розничных продаж повысится всего на 3,3% и составит 5,5 трлн.

Тем не менее, в какой-то момент показалось, что китайцы сдались. Они предложили в начале января резко увеличить закупки американских товаров, за счет чего снимется одна из основных проблем, которую Трамп нарисовал еще на своем предвыборном знамени – торговый дефицит США в торговле с КНР. Причем, несмотря на «войну» и потери КНР на ней, которые оценивают в 40 млрд долл. как минимум, отрицательное сальдо США в торговле с Китаем в 2018 году увеличилось по сравнению с 2017 годом на 17,2%, составив 323,3 млрд долл., сообщал глава департамента статистического анализа Главного таможенного управления КНР Ли Куйвэнь. По его словам, товарооборот двух стран увеличился на 8,5%, составив 633,5 млрд. Китайский экспорт в США вырос на 11,3% до 478,4 млрд., а импорт американской продукции только на 0,7% – до 155,1 млрд долл.

В связи с этими цифрами эксперты обратили внимание, что готовность Китая увеличить импорт более чем вдвое, почти на 167 млрд ежегодно в течение шести лет, может быть простой восточной хитростью, так как у США просто не найдется такого количества товаров: на такую огромную сумму не хватит ни сои, ни даже сжиженного газа, импорт которого из США китайцы уже увеличили.

Возможно, эту уловку американцы тоже раскусили, хотя и не признаются в неспособности увеличить поставки на такую гигантскую сумму (даже если китайцы откажутся от собственной программы производства гражданских самолетов, в том числе и в кооперации с Россией, и будут закупать продукцию американских производителей – на триллион все равно никак не наберется).

21 января Трамп пошел в атаку, призвав Китай «не валять дурака», а подписывать соглашение (вероятно, имеется в виду, что на американских условиях). «Китаю имеет смысл наконец заключить реальную сделку и перестать валять дурака!» – написал он в своем Twitter.

Можно предположить, что, даже если Китай пойдет на уступки по вопросам технологий, авторских прав, что пока выглядит маловероятным, ведь на «заимствовании» ноу-хау технологий строилось китайское промышленное чудо, США выдвинут новые требования. Ведь американцы уже давно открыто заявляют, что не потерпят лидерства другой страны на планете (см. «НГ» от 15.10.18).

«С декабря, когда Пекин и Вашингтон объявили о готовности к совместному поиску решения по выходу из сложившейся ситуации, стороны не сделали ни одного значимого заявления о каких-либо компромиссах. Более того, общий информационный фон по теме торгового спора позволяет сделать выводы, что разногласия усилились, – считает президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич. – Предложения КНР по дорожной карте по ликвидации дисбаланса в торговых отношениях с США за 6 лет Вашингтон не поддержал, озвучив изначально невыполнимые сроки по ликвидации дисбаланса за два года. Одновременно США пытаются повлиять на внутреннюю политику КНР, критикуя стратегически важную для Пекина программу «Сделано в Китае». Для КНР это совершенно неприемлемо. Получается, что одна сторона посылает сигналы о готовности к компромиссам, а вторая агрессивно продавливает свои условия. Все это совершенно непохоже на плодотворный переговорный процесс, поэтому вероятность заключения торгового соглашения между США и Китаем сейчас гораздо меньше 50%».

Доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов не исключает, что теоретически обещание Китая увеличить закупки американских товаров в течение шести лет на 1 трлн долл. снизит дефицит, но предполагает, что Вашингтон, судя по всему, настаивает не только на этом. «Как показывает опыт, особенно по таким сложным и важным предметам китайцы являются тяжелыми переговорщиками. Поэтому если какое-либо соглашение и удастся заключить, то скорее всего это произойдет в самом конце переговорного процесса, непосредственно перед дипломатами. Сейчас идет своеобразная война нервов, когда выдвигаются взаимные, во многом неприемлемые требования, в том числе и с целью зондирования настроения другого участника переговоров», - сказал "НГ" Хестанов.

Независимая газета. 24.01.2019

Читайте также: