Альянс Македонский: НАТО начинает процесс присоединения 30-й страны
Дмитрий Лару, Екатерина Постникова
Македония станет 30-м членом Североатлантического альянса после имплементации Преспанского соглашения между Скопье и Афинами, достигнутого летом прошлого года. Об этом «Известиям» заявили в НАТО. В военно-политическом блоке также отметили, что договоренность о переименовании Македонии, которое подразумевает соглашение, способствует развитию и стабильности региона. Однако в Греции уже несколько дней проходят массовые антиправительственные протесты из-за начала парламентских дебатов по этому вопросу. Митинги могут возобновиться и в самой Македонии, уверены в парламенте этой страны.
Спор между Скопье и Афинами о названии «Македония» велся с момента провозглашения независимости бывшей югославской республики в 1991 году. Греция более 20 лет добивалась переименования соседнего государства, поскольку аналогичное название носит крупнейший греческий регион. Считая это угрозой территориальной целостности, Афины блокировали присоединение Македонии к ЕС и НАТО.
Только 17 июня 2018 года министры иностранных дел двух государств на берегу озера Преспа, где проходит граница между странами, подписали соглашение о переименовании Республики Македония в Республику Северная Македония.
В НАТО сообщили «Известиям», что альянс приветствует достигнутый прогресс Македонии на пути вступления в организацию, отметив, что окончательное голосование в парламенте позволит ей стать 30-й страной-участницей. Македонские депутаты 11 января 2019 года одобрили внесение в конституцию соответствующих поправок.
— НАТО решительно поддерживает полную имплементацию соглашения, которое является важным вкладом в стабильность и процветание региона. Как только договор будет имплементирован в обеих столицах, НАТО пустит в ход протокол о присоединении, который должны будут подписать все союзники, — отметили в Североатлантическом альянсе.
После того как партнеры по коалиции подпишут этот протокол, Македония «начнет участвовать в заседаниях НАТО в качестве «приглашенного», сидя за столом с 29 союзниками», подчеркнули в организации. После ратификации протокола национальными парламентами стран — участниц альянса, «генеральный секретарь предложит стране присоединиться к Вашингтонскому договору и стать членом НАТО», сказали «Известиям» в альянсе.
Однако, судя по всему, Преспанское соглашение не искоренило проблему и оказывает в большей степени дестабилизирующий эффект на регион. После того как 19 января договор поступил на ратификацию в греческий парламент, около 60 тыс. человек вышли на улицы Афин с требованием аннулировать соглашение. Они считают, что название «Македония» вообще не может быть использовано в наименовании республики. Тем не менее в самом парламенте уверены, что масштабные выступления не повлияют на ратификацию документа.
— Правительство обеспечило соглашению необходимую поддержку в парламенте, а потому я не думаю, что протесты как-то повлияют на большинство, высказывающееся в его пользу, — рассказал «Известиям» депутат от правящей в Греции партии СИРИЗА Андреас Михаилидис. — Руководство страны уважает право недовольных на протест, однако резко осуждает их попытки захватить здание парламента.
Похожая ситуация сложилась в последние месяцы и в соседней Македонии. Еще летом, накануне подписания исторического соглашения, македонская оппозиция вывела на улицы Скопье до 50 тыс. протестующих, недовольных сменой названия.
— Протесты против правительства — будущее нынешней Македонии. Ведь Преспанское соглашение — это потеря идентичности, суверенитета, а в итоге и всего нашего государства, — заявил «Известиям» депутат, лидер Демократической партии сербов в Македонии Иван Стоилкович. — Несмотря на все заявления Запада, страна находится очень далеко от вступления в НАТО. Даже если Греция одобрит соглашение, Скопье понадобится много лет для выполнения условий по вступлению в альянс.
Преспанское соглашение не отражает нужды и интересы балканских народов, отметила в беседе с «Известиями» профессор МГИМО Елена Пономарева.
— Оно имеет сугубо политические цели. Балканы остаются зоной, которая до конца не поглощена евро-атлантическим блоком, а также остается регионом, где довольно сильны русофильские настроения. В условиях усиления конфронтации коллективного Запада с Россией требуется окончательное решение балканского вопроса. А это значит включение всех стран полуострова прежде всего в НАТО, — рассказала эксперт.
В Республике Македония 30 сентября прошлого года прошел референдум о поддержке Преспанского соглашения. Несмотря на то что явка составила лишь 36,8% (не позволяет признать плебисцит действительным согласно македонскому законодательству), Вашингтон и Брюссель приветствовали результаты голосования (около 90% пришедших поддержали переименование), да и Афины эти показатели тоже не огорчили. В свою очередь, российский МИД неоднократно заявлял, что западные страны пытаются таким образом вовлечь Скопье в НАТО. На Смоленской площади считают, что «долгосрочное решение может быть найдено только самими сторонами, без вмешательства извне, исключительно в рамках правового поля и с опорой на широкую общественную поддержку».
Известия. 24.01.2019