4 года Армении в Евразийском союзе: выгодна ли интеграция?
Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук
Эстафету председательства в ЕАЭС в 2019 г. принимает Армения: 25 января премьер-министр республики Никол Пашинян в Евразийской экономической комиссии выступит с речью, посвященной данному событию и приоритетам дальнейшей деятельности республики в союзе. Армения является членом ЕАЭС уже четыре года. В условиях смены власти в закавказской республике и переформатирования российско-армянских отношений сегодня особенно интересно подробно разобрать нюансы участия Еревана в интеграционных проектах.
Взаимная торговля: опережающий рост
Евразийский экономический союз изначально создавался, прежде всего, как таможенный, поэтому главный показатель участия государства в его деятельности – рост объемов взаимной (внутрисоюзной) торговли. В этой сфере Армении есть чем похвастаться. За время ее членства в ЕАЭС объем торговли с союзными государствами вырос более чем в полтора раза. Более того, к условиям работы в рамках союза Армения смогла приспособиться гораздо быстрее и лучше, чем Кыргызстан, который переговоры о вступлении в ЕАЭС начал значительно раньше.
Источник: Евразийская экономическая комиссия.
Если в 2014 г., который стал последним годом существования Армении вне ЕАЭС, объем ее торговли с другими участниками объединения составлял $323,9 млн, то в следующем году (Армения вступила в ЕАЭС 2 января 2015 г.) он сократился более чем на 1/5 и составил всего $256,2 млн. Сказалось резкое падение к доллару и евро курса российского рубля, что обрушило и другие национальные валюты стран СНГ, а также привело к падению стоимостных объемов торговли (в долларовом выражении). Зато в следующем 2016 г. торговля Армении со странами ЕАЭС выросла сразу на 53,7% (до $393,9 млн), в 2017 г. – еще на 41,5% (до $557,2 млн).
Источник: Евразийская экономическая комиссия.
Для сравнения: внутрисоюзная торговля Кыргызстана, который вступил в ЕАЭС в том же году, что и Армения, по результатам 2015 г. упала на 35,7%; в 2016 г. выросла на 9%, а в 2017 г. – на 21,1%.
Показательно, что в 2017 г. темпы прироста взаимной торговли Армении также были самыми высокими среди евразийской «пятерки», превышая средний по союзу показатель в полтора раза.
Лидером по этому показателю Ереван оказался и в прошлом году. По итогам января – октября 2018 г. торговля Армении со странами ЕАЭС увеличилась на 22,6% и достигла $568 млн, тогда как в среднем по союзу прирост объемов взаимной торговли был вдвое меньше (11,1%).
Интеграция и политика
Неудивительно, что идея выхода из состава ЕАЭС, которая активно эксплуатируется отдельными политическими силами, существенной поддержки в армянском обществе так и не получила. Возглавляемый новым политическим лидером Армении Николом Пашиняном блок «Елк» («Выход») активно ставил вопрос о выходе из ЕАЭС в ходе борьбы с правящей Республиканской партией Армении. Но после прихода к власти в прошлом году от антиевразийской риторики и политики, по сути, отказался.
Выход из союза неизбежно привел бы к сокращению объемов торговли, что негативно отразится на экономическом положении страны и рейтинге властей.
По оценкам армянских аналитиков, антиевразийские и антироссийские настроения вообще не пользуются у населения республики популярностью. На последних парламентских выборах, которые состоялись в конце прошлого года, политические партии «Сасна црер» и блок «Мы», призывавшие к выходу из ЕАЭС или же кардинальному пересмотру армяно-российских отношений, получили всего около 2% голосов и в парламент не прошли. А в середине января новое руководство Армении приняло решение о создании Комиссии по делам Евразийского союза в Национальном собрании республики, учредить которую предложила либеральная партия «Просвещенная Армения» и ее лидер Эдмон Марукян.
Одновременно новое руководство Армении, как отмечают российские аналитики, прощупывает возможности для налаживания отношений с Западом.
Напомним, что в ноябре 2017 г. Армения подписала соглашение об ассоциации с ЕС, которое, правда, в отличие от украинского, не предусматривает наиболее болезненного для России положения о создании зоны свободной торговли. Поэтому против подписания этого соглашения Москва особо и не возражала. Но возможности для геополитических маневров у Армении не слишком велики. Будучи зажатой между Турцией и Азербайджаном, с которым у Еревана с конца 1980-х гг. продолжается конфликт в Нагорном Карабахе, отказаться от поддержки России ей будет трудно.
Промышленная кооперация
Участие в ЕАЭС дает Армении не только увеличение объема торговли. В последние годы страны союза начинают уделять повышенное внимание развитию интеграции в промышленности, объединяющей экономики на уровне технологических цепочек. Так, в прошлом году Армения присоединилась к космической программе ЕАЭС, предусматривающей объединение усилий в сфере услуг дистанционного зондирования земли. В октябре 2018 г. было объявлено о включении армянского предприятия «Геокосмос» в состав Консорциума Евразийской технологической платформы (ЕТП) «Космические и геоинформационные технологии» Евразийского экономического союза, на базе которого будет реализована общесоюзная программа.
Главным иностранным инвестором для Армении является ключевой участник и крупнейшая экономика ЕАЭС – Россия.
На территории республики работает более 1,3 тыс. российских компаний, а объем накопленных инвестиций составляет $4 млрд (40% всех иностранных инвестиций). В республике активно работают крупнейшие российские компании – «Газпром», «Росатом», РЖД, ВТБ, «Русал» и др. России почти полностью принадлежит армянская энергетика. В газовой сфере монополистом является «Газпром», а в сфере передачи и распределение электроэнергии – «Интер РАО ЕЭС», которому принадлежит ЗАО «Электрические сети Армении».
Сама Армения вынашивает планы по промышленной кооперации с Беларусью.
В сентябре прошлого года советник премьер-министра Армении Арсен Гаспарян заявил, что Беларусь может создать в стране сборочные производства. В качестве места размещения предприятий по выпуску белорусских тракторов и лифтов рассматривается расположенный на границе с Ираном город Мегри, на территории которого находится свободная экономическая зона. В качестве главного бонуса армянская сторона предлагает Минску перспективы проникновения на обширный иранский рынок, который откроется благодаря соглашению о зоне свободной торговли с Ираном.
Коридор «Север – Юг»
Новые возможности открывает Временное соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Исламской Республикой Иран, подписанное в мае прошлого года на Астанинском экономическом форуме. Создать ЗСТ с Ираном планируется в два этапа. На первом из них в течение трех лет будет действовать временное соглашение, которое охватит около 50% торговли и будет включать лишь часть товарной номенклатуры. Обе стороны будут применять к этим товарам сниженные тарифы. За три года планируется заключить полноформатное соглашение о создании ЗСТ, которое будет охватывать уже всю товарную номенклатуру.
Армения, как единственная страна ЕАЭС, которая непосредственно граничит с Ираном, в связи с подписанием этого соглашения получает преимущества как по наращиванию своего экспорта в Иран, так и по развитию транзитных возможностей.
По мнению аналитиков, республика может претендовать на статус транзитного моста между ЕАЭС и Ираном, что сулит ей дополнительные доходы.
Правда, для превращения в полноценный транзитный коридор между Ираном и ЕАЭС Армении необходимо восстановить железнодорожное сообщение с Россией через Грузию и Абхазию. Но, как показывает последний визит Пашиняна в Грузию, сделать это будет непросто, и Еревану еще предстоит приложить в данном направлении большие усилия. Без ЕАЭС же развитие проекта «Север – Юг», как, впрочем, и наращивание экспорта на рынки России и других союзных государств, потеряет для Армении не только стимулы, но всякий смысл.
Евразия.Эксперт. 24.01.2019