В Киеве больше не верят в "минский формат"

Татьяна Ивженко

В Киеве снова ставят вопрос о переносе переговоров об урегулировании в Донбассе из Белоруссии, например, в Казахстан. Идея озвучивается с 2014 года. Но сейчас речь идет о том, что смена места позволит расширить повестку дня: включить в переговоры ситуацию в Азовском и Черном морях, Керченском проливе, а в перспективе и вопрос принадлежности Крыма.

Идею переноса переговоров из Минска озвучила первый зампредседателя Верховной рады, член подгруппы по гуманитарным вопросам трехсторонней контактной группы Ирина Геращенко. Она заявила: «Регулярные голосования Беларуси на заседаниях Генассамблеи ООН в унисон с РФ по резолюциям, касающимся вопросов Крыма, Донбасса... идут вразрез с заявленной позицией нейтральности Минска».

Это скорее пророссийская позиция. Белоруссия ни разу не воздержалась во время голосований за важные для Украины резолюции, она всегда вместе с РФ голосует «против», – написала Геращенко в соцсети.

Украинский политик отметила, что Казахстан при состоявшемся на днях на заседании Генассамблеи ООН голосовании за резолюцию о демилитаризации морей воздержался: «И это действительно нейтральная позиция». В связи с чем Геращенко предложила подумать, «возможно, действительно стоит перенести переговорную площадку в Астану».

В 2014 году, когда конфликт в Донбассе только начался, рассматривалась возможность проведения переговоров об урегулировании в Казахстане. Но в силу ряда причин, в том числе географических, стороны выбрали местом встреч Минск. В начале с.г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев напомнил о давней идее, сославшись на свой разговор в кулуарах Совбеза ООН с американским президентом Дональдом Трампом. «Напрямую этот разговор не происходил – обстановка не позволяет, сами знаете. Поэтому я не стал это педалировать. Но мы через Северную Корею перекинули «мостик» к Украине. Есть Минские договоренности, которые зашли в тупик, я считаю. Сейчас миротворцев надо вводить в Донбасс и Луганск. Надо сближать эти позиции, приходить к взаимопониманию», – рассказал Назарбаев на пресс-конференции в Нью-Йорке. По его словам, Трамп сам задал вопрос о переносе переговоров из Минска.

Напомним, глава МИД Белоруссии Владимир Макей, комментируя эту информацию, сказал, что участники вольны проводить переговоры «хоть в Антарктиде, если будет уверенность в их успехе. Но для появления уверенности надо, чтобы все вовлеченные в конфликт стороны, а также якобы сторонние, но весьма заинтересованные государства были искренне нацелены на прекращение кровопролития».

Белорусский эксперт, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий сказал украинской газете «Сегодня», что в реализации этой идеи заинтересован в первую очередь Казахстан: «Нужно учитывать контекст переговоров Трампа и Назарбаева… Напомню, что ряд американских банков заморозили активы на несколько десятков миллиардов долларов, принадлежащих правительству Казахстана, – по иску молдавского олигарха Анатолия Стати к правительству Казахстана за то, что в свое время Казахстан отобрал у Стати ряд нефтегазовых активов на территории Казахстана. Конечно же, это была одна из главных тем переговоров Трампа и Назарбаева. Поскольку эта судебная тяжба будет тянуться еще долго, Казахстан заинтересован в том, чтобы как-то улучшить свою международную репутацию». По мнению эксперта, по этой причине появилось предложение проводить в Казахстане переговоры об урегулировании в Донбассе – вдобавок к уже ведущимся переговорам по Сирии.

В Украине предложение восприняли прохладно. Тем не менее в сентябре с.г. тема снова актуализировалась. Постоянный представитель Украины при ООН Владимир Ельченко в интервью телеканалу «Прямой» заявил, что делегация Белоруссии постоянно голосует вместе с российской делегацией – против украинских предложений. «При всем моем уважении к белорусской дипломатии я не могу такую позицию понять, о какой нейтральности идет речь? И пусть они на нас не обижаются, но факты – на табло Генассамблеи ООН. Они просто хронически голосуют против любых наших идей, против любых наших предложений, даже тех, которые не касаются конфликта с Россией. Это свидетельствует об определенной позиции страны», – сказал Ельченко, поддержав идею переноса переговоров из Минска. Ирина Геращенко заявила, что полностью поддерживает позицию Владимира Ельченко.

Но против выступил второй президент Украины Леонид Кучма, который в тот момент возглавлял украинскую делегацию на переговорах в Минске. Он сказал журналистам, что белорусская делегация в ООН действительно голосует не так, как хотелось бы Украине, поскольку на нее «давит Россия» и «по объективным причинам официальный Минск не может избавиться от этого давления». Однако, если говорить о другой, нейтральной стране, в которой можно было бы проводить переговоры, то, по словам Кучмы, следовало бы рассматривать такие государства, как Швейцария, Швеция, Финляндия: «Кто-то думает, что мы там можем проводить эти встречи?.. Что они будут оформлять допуск туда представителям Донбасса? А стоимость проведенных там встреч? Вы знаете, что некоторые наши участники минского процесса ездят в столицу Беларуси за свои деньги?»

Почти сразу же Кучма объявил о намерении уйти в отставку с поста руководителя украинской делегации. Сейчас ее возглавляет экс-глава правительства Евгений Марчук. Он недавно признал, что в Минске стороны «топчутся на месте». По итогам последнего в этом году планового заседания трехсторонней контактной группы, состоявшегося на этой неделе в Минске, Марчук выразил разочарование: «Украина предложила ввести режим тишины в период рождественско-новогодних праздников. Но поскольку сегодня наши военные находятся в плену (они – военнопленные в России, в Москве), мы внесли предложение, что для того, чтобы начать режим тишины, российская сторона должна продемонстрировать кроме слов прежде всего немедленное и безусловное освобождение наших военных моряков, возвращение их домой и возвращение военного имущества и документации».

Это условие принято не было. Как и ряд других требований украинской стороны, которые озвучила Ирина Геращенко. По ее словам, украинская делегация попыталась внести в переговорный процесс тему «демилитаризации Азовского, Черного морей и Керченского пролива». Однако обсуждение украинских предложений и требований не состоялось. «РФ настроена блокировать какой-либо прогресс в Минске, поскольку считает, что любой прогресс помогает президенту Порошенко (в предвыборной кампании. – «НГ»). А РФ стремится сменить нынешнюю украинскую власть. Поэтому и блокирует любые шаги к поиску компромисса и достижению прогресса», – пришла к выводу Геращенко.

На этом фоне была озвучена идея переноса переговоров в другую страну. Некоторые эксперты в Киеве допускают, что вопрос о новом месте и более широкой повестке дня переговоров может вскоре стать актуальным. На этой неделе секретарь Совета нацбезопасности и обороны Александр Турчинов заявил в интервью «ВВСnewsУкраина», что Украина снова, как 25 ноября, направит свои корабли через Керченский пролив: «Да. Это для нас важно. Если мы остановимся и отступим, Россия фактически выполнит свою задачу по захвату Азовского моря, предъявит миру «самоопределенные «новые морские границы в Черном море, де-факто легализовав оккупацию Крыма». Турчинов отметил, что Киев предложил западным партнерам «принять участие в этом проходе из украинских черноморских портов в украинские порты на Азовском побережье. Будем приглашать представителей ОБСЕ и других международных организаций, чтобы они присутствовали на наших кораблях, для того чтобы доказать всему миру, что Украина и ее моряки не нарушают никаких законов и международных правил».

Военный эксперт Олег Стариков в комментарии телеканалу NewsOne назвал заявление Турчинова политическим.

В Киеве обращают внимание на то, что заявление Турчинова прозвучало накануне обнародования в США резолюции (подписанной 39 членами Сената), призывающей Вашингтон и союзников «немедленно отреагировать на военную агрессию России в Керченском проливе». Суть резолюции в том, что Запад должен обеспечить режим свободного судоходства в водах, где в этом году возникают конфликтные ситуации между Украиной и РФ. Решение о том, предпринимать ли «сильные и решительные меры», примет Дональд Трамп.

Руководитель украинского Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что Киев обязан на всех переговорах поднимать тему Азовского и Черного морей, ситуации в Керченском проливе. Он сказал украинским СМИ, что обсуждение логично было бы начать в Минске.

Эксперты допускают, что ситуация на море может обостриться, что приведет к необходимости расширить повестку дня переговоров.

Независимая газета. 20.12.2018

Читайте также: