С кем дружить России

Валерия Горбачева, директор по связям с государственными и общественными организациями НКИ БРИКС

После того как Россию приняли в «Большую семерку» правомерным было ожидать, что российско-американские отношения начнут развиваться не только по восходящей траектории, но и в духе партнерских (а не конфронтационных, как это было во времена «холодной войны») отношений. Однако иллюзии относительно перезагрузки быстро развеялись.

Участие России в «клубе» западных держав практически не способствовало нахождению сторонами компромиссов относительно ключевых вопросов глобальной повестки дня. Так, например, формат «семерки/восьмерки» не смог примирить позиции сторон относительно таких вопросов, как размещение американских систем ПРО в Европе, грузино-южноосетинский конфликт, «арабская весна», военная интервенция в Ирак. Не находят поддержки со стороны западных партнеров и попытки России увеличить свой вес и вес других стран с развивающейся экономикой в решении актуальных вопросов глобального экономического управления (реформа МВФ).

Основная причина, почему страны не могут выйти из конкурирующей плоскости взаимоотношений, заключается в том, что Россия не готова поступаться своими стратегическими интересами как на постсоветском пространстве, так и в других регионах мира. В целом неформальные механизмы мало способствуют сближению России и стран Запада, в частности США. Стороны по-прежнему придерживаются диаметрально противоположных воззрений относительно происходящих в мире процессов и не готовы идти на уступки, противоречащие их национальным интересам. Ярчайшим тому доказательством является украинский кризис, повлекший за собой первые антироссийские санкции.

Участие России в БРИКС для Запада – это скорее раздражающий фактор, нежели стимул к налаживанию сотрудничества с развивающимися странами. Но, в отличие от США и их европейских партнеров, которые не заинтересованы в активном сближении с БРИКС, считая, что этот союз обладает явной антиамериканской направленностью, многие динамично развивающиеся экономики все чаще стремятся к налаживанию продуктивного диалога с «пятеркой». БРИКС и другие динамично развивающиеся страны с формирующимися рынками и развивающиеся государства имеют схожие стратегические интересы относительно реформы международной валютной системы, а большинство, которое эти страны образуют в «Группе двадцати» может позволить им более успешно продвигать совместные проекты и инициативы.

Что касается взаимодействия в рамках объединения с другими нарождающимися центрами силы, то БРИКС в этом случае является основным инструментом, посредством которого Россия интенсивно развивает сотрудничество с Китаем, Бразилией и Индией. Для российского руководства необходимо понимать, что развивающиеся страны представляют системную важность для функционирования мировой валютно-финансовой и торгово-экономической системы, а также имеют достаточно возможностей влияния на политические процессы. Несмотря на ряд объективных различий между странами БРИКС как таковых препятствий на пути к налаживанию более интенсивного взаимодействия не наблюдается. Наоборот, сильные стороны каждого участника ведут к «всеобъемлющей взаимодополняемости», которая позволит преодолеть существующие социальные, экономические, политические и технологические недостатки путем тесного обмена и сотрудничества.

Полное и равноправное партнерство среди наиболее активно развивающихся стран позволит усилить позиции каждого участника, а для России членство в БРИКС это еще и хорошая возможность делиться собственным опытом в борьбе с глобальными вызовами современности, которые, по мнению российского руководства, можно решить лишь совместными усилиями. Кроме того, благодаря во многом схожей позиции стран БРИКС относительно глобальных проблем мировой экономики Россия может успешно использовать потенциал группы в продвижении как своих внешнеполитических, так и коллективных интересов государств этого сообщества в рамках «Группы двадцати».

Прежде всего, в рамках БРИКС Россия успешно развивает взаимодействие с Китаем на основе всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия. Стороны одинаково рассматривают БРИКС в качестве инструмента усиления своих международных позиций и стимулирования строительства полицентричного миропорядка. О приверженности формированию многополюсного мира и нового международного порядка упоминалось и в Совместной декларации РФ и КНР о международном порядке в XXI веке.

БРИКС также представляет собой механизм формирования новых, более выгодных для КНР и РФ «правил игры» конкретно на глобальном экономическом поле и позволяет углубить и расширить двусторонние и многосторонние проекты с участием других стран «пятерки» путем использования фактора взаимодополняемости экономик стран-участниц БРИКС. Россия и Китай заинтересованы в нивелировании различий между странами, входящими в это объединение и совместными усилиями могут продвигать двустороннее взаимодействие по повестке дня форума, а также обеспечить дальнейшее развитие взаимодействия по линии РИК (Россия, Индия, Китай), как «опорного звена» БРИКС.

Примечателен и тот факт, что БРИКС является платформой, на которой Китай и Россия способны реализовывать практические проекты в сфере экономики, науки и техники, расширять рынок сбыта и заключать соглашения по поставке энергоносителей, а также развивать двусторонние отношения в духе конструктивного диалога с целью решения спорных вопросов.

Одновременно по линии БРИКС могут быть расширены рамки стратегического сотрудничества и с Индией. Стратегическое партнерство России и Индии является естественным и объективным. Национальные интересы двух стран, а также их подходы к основным вопросам международной повестки дня во многом совпадают (так, например, Россия поддерживает индийскую позицию в вопросе разрешения конфликта в Кашмире). Индия и Россия также имеют сходные позиции относительно формирования нового мироустройства по принципу полицентричности, что создает предпосылки для широкого взаимодействия стран в различных международных форматах, включая ООН, «Группу двадцати» и БРИКС. Кроме того, геополитическое положение стран диктует необходимость укрепления их взаимосвязей.

Индия в свою очередь воспринимает Россию в качестве потенциального геополитического союзника, который позволит ей добиться более высокого статуса на мировой арене. На современном этапе оба государства в своей внешней политике продолжают балансировать между необходимостью достойно конкурировать с оппонентами и возможностью использовать существующий потенциал двухсторонних связей. Такие международные объединения, как БРИКС и его предшественник РИК, безусловно, способствуют позитивному восприятию российско-индийских отношений. При этом важно подчеркнуть, что взаимоотношения Индии и России носят равноправный партнерский характер, а взаимодействие двух сторон не ограничивается торговлей. В рамках различных механизмов Россия и Индия всесторонне развивают потенциал взаимовыгодного сотрудничества в различных областях, обмениваются знаниями и технологиями.

Так, например, тесное взаимодействие России и Индии в рамках БРИКС в первую очередь позволяет развивать экономическое, энергетическое и военно-техническое сотрудничество. В 2017 г. российско-индийский товарооборот увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 21,3% и составил более $9 млрд. Кроме того индийские компании активно инвестируют в российские энергетические проекты («Сахалин-1»). Страны также развивают сотрудничество в космической сфере и разрабатывают новые энергетические и военно-технические проекты. Одним из таких проектов является строительство на юге Индии одной из самых мощных и современных в мире АЭС «Куданкулам».

Что же касается российско-бразильского сотрудничества, то взаимодействие в рамках БРИКС – это, прежде всего, фактор укрепления особых отношений между двумя странами. Руководство России и Бразилии приняло на себя обязательства по развитию тесного сотрудничества по линии БРИКС с возможностью дальнейшего усиления стратегического партнерства в двухсторонних отношениях. Укрепление всесторонних связей России с этим партнером позволит вывести российско-бразильские отношения на новый этап.

То обстоятельство, что экономики России и Бразилии являются взаимодополняемыми, сегодня позволяет странам более успешно развивать двусторонние торгово-экономические отношения. Бразилия является крупнейшим торговым партнером России в Латинской Америке и одним из ведущих поставщиков на российский рынок сельхозпродукции и отдельных видов сырьевых товаров. Именно БРИКС стало первостепенной площадкой для ведения переговоров столь отдаленных друг от друга крупнейших развивающихся экономик мира. Кроме того, стороны рассматривают возможность использования национальных валют в двусторонних торговых отношениях. Посредством участия в БРИКС Россия и Бразилия также наращивают военно-техническое сотрудничество и сотрудничество в освоении космического пространства. В частности, обсуждается возможность подключения Бразилии к системе ГЛОНАСС.

Последние несколько лет помимо активного взаимодействия в формате БРИКС, стороны отстаивают схожие позиции в рамках «Большой двадцатки», благодаря чему удается укрепить стратегический характер их сотрудничества.

Двустороннее сотрудничество России с ведущими международными игроками играет важную роль для ее самоопределения в современных международных отношениях. Надо признать, что неформальные механизмы не всегда позитивно влияют на отношения России с ключевыми международными акторами. Но при этом необходимо признать особую роль БРИКС в создании прочного каркаса для взаимодействия России с крупнейшими развивающимися странами мира. На сегодняшний день существует порядка 70 различных форм взаимодействия пяти стран - от саммитов глав государств до рабочих групп по отдельным отраслям. Страны БРИКС обладают необходимыми ресурсами не только для выживания в жесткой конкуренции со стороны индустриально развитых держав капиталистического мира, но и для динамичного развития. Сегодня БРИКС воплощает собой новые реалии мировой экономики и политическую волю к продвижению альтернативного западному сценария развития, экономического роста и процветания.

В 2016 г. была утверждена Концепция внешней политики России, согласно которой внешнеполитическая деятельность государства в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов должна быть направлена на развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и в рамках форумов на основе уважения принципов независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационного отстаивания национальных приоритетов; расширение международного сотрудничества на недискриминационной основе, содействие становлению сетевых альянсов, активное участие в них России. Основным практическим проявлением многовекторности внешнеполитического курса России стало стремление обеспечить максимальный вклад таких международных форматов, как «Группа двадцати», БРИКС и ШОС в укрепление глобального управления в период председательства в них России.

Россия энергично развивает сетевую дипломатию – создание и поддержание гибких механизмов, которые направлены на достижение взаимопересекающихся интересов их участников. Проявление гибкости и маневренности в отношениях с партнерами на различных географических направлениях является неоспоримым преимуществом внешней политики России, которое позволяет ей принимать во внимание изменчивый характер международной ситуации.

Развитие всестороннего сотрудничества в рамках международных, региональных и межрегиональных институтов и неформальных механизмов позволяет России и ее партнерам вносить существенный вклад в формирование архитектуры международных отношений, основой которых являются интеграционные объединения. Одним из основных интеграционных проектов России на постсоветском пространстве является создание общего Большой Евразии. Россия также ведет активную политику встраивания в архитектуру экономического и гуманитарного пространства Азиатско-Тихоокеанского региона. Сближение различных интеграционных проектов способствует достижению устойчивого развития в глобальном масштабе. Международный вес и растущий потенциал «мягкой силы» России позволяют ей претендовать на роль ключевого игрока на международной арене, а ее стремление эффективно содействовать решению кризисных ситуаций мирным путем делает наше государство уравновешивающим фактором в международных делах.

Однако несмотря на общее понимание необходимости достижения устойчивого развития на благо всего человечества ряд ключевых игроков противятся не только мирному возвышению России, но и подчас рациональному подходу к решению основных вопросов международного развития. Так, опасаясь потерять свои лидирующие позиции, США вернулись на путь конфронтации с Россией. В попытках подорвать экономическое, а вместе с тем и политическое влияние нашей страны Штаты не стесняются в выборе средств и подчас своими односторонними действиями (политические и экономические санкции) наносят вред не только себе, но и своим ближайшим партнерам. Речь идет о колоссальных убытках экономик европейских государств, связанных с введением антироссийских санкций.

От введения антироссийских санкций экономика ЕС ежемесячно теряет $3,2 млрд, в общей сложности потери составили          $100 млрд на сегодняшний день. Для Российской Федерации прямые потери составляют порядка $15 млрд в год (начиная с 2014 г.) или в общей сложности $55 млрд на сегодняшний день. Санкции также стали причиной роста числа безработных в странах ЕС, снижения ВВП России в период 2014-2016 г. в целом на 1%, сокращения участия иностранных компаний в проекте «Северный поток-2» и т.п.

Вероятно, американский сценарий глобального управления не предполагает борьбу за лидерство сразу с несколькими возвышающимися центрами силы. Учитывая пока еще не реализованные в полной мере возможности и без того экономически и политически сильного Китая, будущее столкновение США и «красного дракона» неизбежно. Основной ареной противостояния станут Евразия и АТР. Для того чтобы отстаивать свои национальные интересы в стратегически важных для России регионах ей необходимо продолжать развивать сотрудничество в рамках крупных интеграционных объединений со своими ближайшими партнерами, включая Китай. Следовательно, Россия должна продолжить работу по укреплению как двусторонних, так и многосторонних связей в рамках БРИКС и ШОС, принять участие в китайской инициативе «Пояс и путь» с тем, чтобы сохранить и преумножить свои позиции в глобальном управлении.

Infobrics.org. 28.12.2018

Читайте также: