Китайские инвестиции приноравливаются к российской специфике

Михаил Коростиков

Бизнес-сообществам РФ и КНР пока — несмотря на все усилия властей двух стран — не удается избавиться от взаимного недоверия. К такому выводу пришли политики, эксперты и бизнесмены, принявшие участие в третьей международной конференции "Россия и Китай: к новому качеству двусторонних отношений". Китайские инвесторы по-прежнему предпочитают вкладывать в Африку, Азию и Латинскую Америку, так как российская бизнес-культура для них "слишком специфична".

Российско-китайские отношения сохраняют высокий уровень политического доверия, который, к сожалению, очень медленно превращается в доверие между бизнесменами. Об этом говорили участники завершившейся 30 мая в Москве конференции, организованной Российским советом по международным делам и Обществом российско-китайской дружбы. Как подчеркнул в своем выступлении замминистра экономики РФ Алексей Груздев, несмотря на систематическую работу по облегчению условий входа на российский рынок, китайские инвесторы пока неохотно вкладывают в Россию. "В США и Европе понятнее правила игры, на развивающихся рынках больше прибыль,— признал он.— Нашим предпринимателям нужно учиться готовить проекты и продавать их зарубежным партнерам".

Вице-президент China Gezhouba Group Corporation (занимается строительством) Синь Цзунъи подтвердил, что китайцы никак не могут привыкнуть к бизнес-культуре России — ее он охарактеризовал как "очень специфическую на фоне США, Европы, Азии и Латинской Америки". Господин Синь уклонился от ответа на вопрос о том, в чем эта специфика состоит, но выразил надежду, что в течение 10-15 лет китайцы "привыкнут" к России.

Главный экономист ВЭБа Андрей Клепач обратил внимание на то, что за последние годы реальные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) Китая в РФ составили не более $2 млрд, все остальное (около $8 млрд) — кредиты, которые придется отдавать. Несмотря на стабилизацию двусторонней торговли после резкого падения в 2015 году, по объемам ПИИ из КНР Россия уступает не только многим странам Африки и Латинской Америки, но и Казахстану.

Замминистра по развитию Дальнего Востока Алексей Кутиков возразил, что только за последние два года в регион удалось привлечь 21 китайский проект на сумму в $3 млрд. Чиновник особо остановился на строительстве Амурского нефтеперерабатывающего завода, Амурского целлюлозно-бумажного комбината и Центра поддержки китайских инвесторов, который скоро откроется на Дальнем Востоке. Он также пообещал, что в 2018-м достроят погранпереходы Нижнеленинское--Тунцзян и Благовещенск--Хэйхэ, которые долгие годы пребывали в статусе долгостроя, несмотря на важность для двусторонней торговли.

Политическое сотрудничество РФ и КНР, по мнению большинства участников конференции, развивается куда лучше экономического. Директор Центра изучения России и Центральной Азии Шанхайского института международных исследований Ли Синь заметил, что после успешного проведения форума "Один пояс, один путь" в Пекине и презентации там президентом РФ Владимиром Путиным концепции "Большой Евразии" уместно говорить о "стыковке", а не о "сопряжении" стратегий развития двух стран — так как "сопряжение порождает трение". "Главное — чтобы "Большая Евразия" стала геоэкономическим, а не геополитическим проектом",— заявил Ли Синь.

Руководитель азиатской программы Московского центра Карнеги Александр Габуев обратил внимание на то, что уровень российского и китайского представительства на подобных конференциях указывает на неравную ценность двусторонних отношений для Москвы и Пекина. "Из России обычно приезжают ведущие ученые-глобалисты с мировым именем. Для нас взаимодействие с КНР — ключевой вопрос внешнеполитической стратегии. Китай же чаще присылает хоть и очень достойных, но все же русистов, экспертов по одному региону,— сказал эксперт "Ъ".— Складывается впечатление, что Пекин выделяет России важное, но достаточно ограниченное место в своих планах".

Коммерсант. 31.05.2017

Читайте также: