Один пояс, один путь: Баку и Москве нужно сохранять холодную голову

Александра Зуева

Инициатива "Один пояс, один путь" – это очень важное событие для Азербайджана, которое открыло для него массу возможностей, сказал Sputnik Азербайджан экономист Фуад Ализаде, рассуждая о том, почему Запад в последнее время видит угрозу в китайской инициативе "Один пояс, один путь", и что этот проект может принести России и Азербайджану.

"Один пояс, один путь" – очень важное событие для Азербайджана

В мире сегодня наблюдается довольно жесткая конкурентная борьба за рынки: основными участниками этой схватки стали США, Китай и Европейский союз (ЕС). В это время одним из привлекательных рынков на сегодняшний день является рынок стран Евразии, а точнее - Центральной Азии, сказал Ализаде.

"И если попытки США укрепиться в таких странах, как Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан можно считать окончательно провалившимися, то Китай на этом рынке сегодня совершает все более успешные движения", - считает экономист.


Осенью 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул концепции "Экономического пояса Шелкового пути" и "Морского Шелкового пути", которые являются частями инициативы "Один пояс, один путь". Эти проекты нацелены на воссоздание транспортного, энергетического и торгового коридора между странами Центральной и Южной Азии и Европы, и направлены на интенсификацию научно-технического сотрудничества и углубление экономического взаимодействия между государствами.


В последнее время со стороны Китая на рынок стран Евразии направляются крупные инвестиции, благодаря чему инициатива "Один пояс, один путь" стала весьма активно реализовываться. Она подразумевает не только перевозку грузов через Китай, страны Центральной Азии, Россию в Европу, но и непосредственно крупные инвестиционные вложения китайских компаний. Естественно, на Западе этим недовольны, подчеркнул собеседник Sputnik.

Надо также понимать, отметил эксперт, что Китай представляет собой монолит, тогда как в Европейском союзе в последнее время наблюдается отсутствие единства, даже полный разлад. К примеру, если Испания отказывается сотрудничать с Китаем, то Португалия соглашается с китайскими предложениями по предлагаемому варианту по проекту "Один пояс, один путь".

"Активность Китая в этой сфере объясняется в том числе и тем, что его отношения с США постоянно находятся под угрозой. И последние события в целом показывают, насколько хрупки все американо-китайские договоренности", - сказал Ализаде.

Таким образом, Китаю нужен новый рынок, и более интересный рынок, чем страны Центральной Азии и России ему будет сложно найти. Но тут надо понимать, что когда речь идет о Центральной Азии, сюда автоматически плюсуется и Азербайджан. Так как один из главных выходов оттуда в Европу проходит через Азербайджан. Именно через него товары из Центральной Азии идут в Грузию, Турцию и страны Европы, сказал экономист.

То, что инициатива "Один пояс, один путь" все-таки заработала, это очень важное событие для Азербайджана. Она открыла для Баку массу возможностей – контейнерные перевозки, развитие транспортной инфраструктуры, подчеркнул собеседник Sputnik.

Теперь в условиях конкуренции между американцами, европейцами и Китаем Азербайджан всегда сможет выбрать более подходящее предложение из тех, что ему будет представлены этими сторонами, отметил Ализаде.

Для России же, которая в последние годы испытывает на себе давление со стороны Запада, сотрудничество с Китаем позволит не только увеличить товарооборот между двумя странами, но и диверсифицировать поставки энергоносителей. Поэтому естественно, что китайское направление стало для России одним из ведущих как экономически, так и политически, заключил эксперт.

Китай бросил серьезный вызов Западу

Китайская инициатива "Один пояс, один путь" – это первая такого рода попытка проектирования внешней политики Китая на системном уровне, сказал, в свою очередь, руководитель аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин.

Эта инициатива – не выстраивание двусторонних отношений с одной какой-то страной, а создание мегапроекта, в рамках которого реализуется целый комплекс различного рода инфраструктурных проектов, перенос промышленных объектов, развитие торговли, сказал эксперт. Он также пояснил, что данный проект – это своего рода идеологическая платформа, которую Китай максимально наполняет различными проектами.

"С точки зрения конкуренции для Запада, "Один пояс, один путь" – очень серьезный вызов по целому комплексу причин", - считает собеседник Sputnik.

В первую очередь, отметил он, Китай через этот проект обозначает свои глобальные амбиции. Кроме этого, имея колоссальные запасы финансовых средств, Китай может серьезно менять, по крайней мере, в региональном аспекте, очень серьезный расклад сил в свою сторону.

Через реализацию инвестиционных проектов и развитие торговли Китай серьезным образом перетягивает на себя страны с точки зрения экономического и политического сотрудничества, считает Притчин.

"Один пояс, один путь", по мнению эксперта, является очень серьезным вызовом для Запада: во-первых, у последнего нет такого проекта, который бы мог конкурировать с китайским, а во-вторых – нет таких средств, при помощи которых они могли бы конкурировать с Китаем в развитии экономических проектов.

Если говорить о региональных странах, таких как Россия и Азербайджан, то тут, по словам Притчина, имеется две стороны одной медали.

С одной стороны – китайские проекты – это возможность развития внутренней инфраструктуры, развития экономических возможностей в целом за счет торговли с Китаем, за счет реализации проектов. Но с другой – тут есть и определенные риски, отметил эксперт.

"Дело в том, что Китай всегда действует достаточно прагматично. Деньги выделяются не безвозмездно, не на грантовой основе. Это, как правило, кредиты с достаточно серьезными процентами, которые нужно возвращать", - объяснил собеседник Sputnik, добавив, что проекты Китая чаще всего связанные: они подразумевают привлечение китайских технологий и компаний для реализации этих проектов.

К сотрудничеству с Китаем надо подходить с холодной головой

Неоднозначность политической ситуации в мире становится причиной возникновения новых геополитических тенденций. Центр тяжести мировой политики и экономики все более смещается в сторону Азии, которая становится новым производственным и финансовым центром – центром концентрации управления, сказал эксперт Института изучения международных отношений пекинской Академии общественных наук, эксперт медиапортала Sonar2050.org (Беларусь) Дмитрий Беляков.

Россия – составная часть Азии, а Азербайджан также является элементом в этой цепочке. И если говорить об интересах Китая, Азербайджана и России, то они во многом переплетаются. Конечно, Азербайджан не стоит сравнивать с крупными игроками, но, тем не менее, интерес азиатских стран к Баку и к Москве очень сильно растет, сказал эксперт.

"В целом, для всех стран постсоветского пространства – России, Азербайджана, Беларуси, Казахстана – во взаимодействии с Китаем логистика является одним из важных элементов. Кроме этого, немаловажными вопросами являются вопросы экспорта и импорта", - отметил он.

Если говорить о том, чем опасен "Один пояс, один путь", то, по мнению собеседника Sputnik, в целом к сотрудничеству с Китаем надо подходить с холодной головой и без политического популизма – только тогда все становится на свои места.

Дело в том, что тот, кто контролирует логистику, доставку товаров – в принципе контролирует всю торговлю. Известно, что десятилетиями маршрут из Китая в Европу проходил морскими путями, которые контролировали Великобритания и США. Выработка же относительно независимых путей, в том числе сухопутных, ставит очень серьезный вопрос под доминанту указанных стран в мировой логистике. Поэтому стоит ожидать своеобразный саботаж данных путей, считает Беляков.

Единственным игроком в Европе, который выигрывает от новых логистических путей, по мнению эксперта, является Германия – исторический противник Великобритании и мощнейшее государство в Европе. Сейчас Великобритания теряет контроль над финансами и многими другими элементами, и у Германии вновь появляется исторический шанс стать доминантом в Европе.

Особенно если совокупить вместе тот энергетический потенциал, которым она обладает благодаря взаимодействию с Россией, а также совместить новые логистические пути – то как итог Германия будет контролировать как товары, так и энергетику, подчеркнул эксперт.

Для стран постсоветского пространства взаимодействие с Китаем интересно, в первую очередь, в плане инвестиций. Но, к сожалению, китайская сторона в основном предоставляет связанные кредиты, которые обязуют покупать китайские товары на те средства, которые Китай выделяет, напомнил собеседник Sputnik.

"Я считаю, что государства здесь должны четко следовать своим национальным интересам, никогда не делать ставку на голый популизм, поскольку за пустыми словами, не подкрепленными конкретными результатами, следует горькое разочарование", - сказал он, напомнив про опыт взаимодействия Китая со странами Африки, которые влезли в серьезные долги и фактически попали в экономическую кабалу.

Поэтому к взаимодействию с Китаем, по словам эксперта, надо подходить с холодной головой. Странам постсоветского пространства важны логистические проекты, новая логистика связывает всю Азию воедино.

Но в то же время те торговые маршруты, получившие благодаря китайским инвестициям серьезное развитие, лишь определенные звенья, которые для стран не несут особо решающих экономических плюсов. Потому как Китай преследует, прежде всего, именно свои интересы в продвижении той же самой политики экономического пояса "Шелкового пути", заключил Беляков.

Sputnik Азербайджан. 11.12.2018

Читайте также: