Евро мало места

Еврокомиссия разработала пакет мер по увеличению использования евро в таких стратегических сферах, как энергетика, сырьевые товары, самолетостроение, сообщила газета Financial Times. Предполагается, что план должен снизить влияние доллара США при закупках энергетического сырья, в частности, в операциях с Ираном, находящимся под американскими санкциями.

Брюссель разработал пакет мер по увеличению использования евро в таких стратегических сферах, как энергетика, сырьевые товары, самолетостроение, в попытке ограничить доминирование доллара в качестве мировой резервной валюты, сообщила Financial Times со ссылкой на проект документа ЕК. В нем подчеркивается, что страны-члены ЕС должны гарантировать, чтобы контракты, заключенные «в рамках межгосударственных энергетических соглашений», были выражены в евро.

Сейчас более 80% импортируемых Евросоюзом энергоресурсов выражается в долларах.

Содействие увеличению глобального использования евро отражает «политический, экономический и финансовый вес блока» в более многополярном мире, указывается в проекте документа, который будет представлен на рассмотрение лидеров ЕС на предстоящем в декабре саммите сообщества. Предполагается, что это также позволит повысить экономический суверенитет союза с учетом политики, проводимой президентом США Дональдом Трампом.

Напомним, после выхода Вашингтона из ядерной сделки, заключенной в 2015 году, в отношении Ирана были вновь введены санкции, ограничивающие экспорт нефти (в списке исключений — лишь несколько стран). В Брюсселе, однако, обещали Тегерану сохранение торговых отношений и уже начали разработку специального платежного механизма, который защитит от санкций США европейские компании, ведущие бизнес с Ираном. В ЕС также ранее выражали сожаление в связи с решением компании SWIFT отключить ряд иранских банков от системы, отметив, что это может сказаться на целостности международной финансовой системы.

По данным SWIFT, доллар США остается ведущей валютой в международных и внутренних операциях — на декабрь 2017 года его доля составляла 39,85%, несколько сократившись по сравнению с декабрем 2015-го (43,89%). Доля евро за это время выросла даже более значительно — с 29,39% до 35,66%, тогда как доли британского фунта и юаня за это время снизились.

Коммерсант. 04.12.2018

Читайте также: