Две Кореи встали на пути соединения
Михаил Коростиков
Сегодня на границе между Северной и Южной Кореей прошла церемония стыковки железнодорожных путей. Она должна символизировать прорыв в отношениях между Сеулом и Пхеньяном, который две страны совершили в 2018 году. На церемонии присутствовал замминистра транспорта РФ Владимир Токарев, который тем самым подтвердил готовность Москвы участвовать в реализации проекта транскорейской железной дороги. В уходящем году Пхеньяну удалось не только склонить к смягчению санкций Москву и Пекин, но и отвести от КНДР угрозу войны, вполне реальную еще год назад.
Церемония стыковки железнодорожных путей состоялась на станции Пханмун, недалеко от северокорейского города Кэсон, который до 2016 года был свободной экономической зоной, где функционировали южнокорейские предприятия. На первом поезде в Кэсон из Южной Кореи прибыло около ста человек (студенты, депутаты парламента, члены разделенных корейской войной семей и т.п.) во главе с министром объединения Кореи Чо Мён Гюном. На церемонии был гость из России — заместитель министра транспорта Владимир Токарев, а также представители Китая и Монголии.
«Пути от южнокорейской границы до Кэсона действительно восстановлены, мы по ним проехали,— сообщил “Ъ” господин Токарев.— Для восстановления остальной дороги требуется, по разным подсчетам, $2–8 млрд, в случае принятия политического решения операцию эту можно будет проделать за год». По словам замминистра транспорта, Россия внимательно следит за прогрессом в восстановлении железной дороги. «В настоящий момент подходящий к Корее участок Транссибирской магистрали недозагружен, но если дорога будет восстановлена — эта проблема будет решена,— добавил он.— По нашим оценкам, в сторону Кореи будет выгодно отправлять уголь, в сторону Европы — контейнерные грузы из Кореи».
Единственным препятствием остаются санкции Совбеза ООН против КНДР — их смягчения хотя бы в части железнодорожных перевозок добиваются Москва, Пекин и Сеул.
Стыковка железных дорог подвела итог 2018 году, в ходе которого напряженность на Корейском полуострове заметно снизилась. Незадолго до этого две Кореи завершили демонтаж 20 наблюдательных постов по обе стороны демаркационной линии (по 10 постов с каждой). Со стороны Южной Кореи после этого произошел курьез: солдаты, срезавшие колючую проволоку, раздарили ее в качестве сувениров приехавшим к ним парламентариям из правящей Демократической партии. Минобороны страны заявило, что подразделение, совершившее несанкционированные действия, «осознало свою ошибку» и передаст всю оставшуюся проволоку для музейного экспонирования.
И соединение железных дорог, и демонтаж постов, и многое другое стали результатом третьего межкорейского саммита, прошедшего 18–20 сентября в Пхеньяне. Благодаря трем встречам между главами государств, трем визитам лидера КНДР Ким Чен Ына в Китай и его саммиту с президентом США Дональдом Трампом в июне этого года военный способ решения северокорейской ядерной проблемы больше не рассматривается в качестве основного даже в Вашингтоне. Россия и Китай вообще настаивают на том, что КНДР заслуживает смягчения санкций за отказ от испытания ядерного оружия, демонтаж ядерного полигона Пхунгери и начало переговоров по денуклеаризации. «Речь не идет о том, чтобы отменять международные рестрикции одномоментно, это станет возможным одновременно с достижением полной денуклеаризации Корейского полуострова. Но нельзя и затягивать с запуском пересмотра существующего режима санкций»,— заявил 24 декабря глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью «РИА Новости».
Большинство принимаемых Пхеньяном мер носят декоративный характер и не ведут к реальной денуклеаризации, полагает профессор сеульского Университета Кунмин Андрей Ланьков.
«Я недавно имел возможность оценить северокорейскую часть дороги, и это первый случай в моей жизни, когда я видел на железнодорожном полотне участки без шпал и со змеящимися рельсами,— заметил он в беседе с “Ъ”.— Так что стыковку путей, как и многое другое, стоит воспринимать как чисто символический жест. Санкционный режим восстановить путь до рабочего состояния пока не позволяет».
Тем не менее, полагает господин Ланьков, все эти символические меры очень полезны для поддержания мира на полуострове. «Они создают видимость идущего переговорного процесса и улучшающейся ситуации с денуклеаризацией,— заметил эксперт.— Это не дает американским “ястребам” склонить Дональда Трампа к военному решению вопроса». В канун католического Рождества сам глава Белого дома написал в Twitter, что «ждет следующего саммита» с Ким Чен Ыном уже в 2019 году.
Коммерсант. 26.12.2018