Российские власти не хотят принимать реальность
Ольга Соловьева
Экономику РФ сложно назвать благополучной. Десятилетия кризисов и стагнации привели к хроническому отставанию РФ от стран-конкурентов. Снижается и доверие инвесторов к бумагам РФ. Однако на форумах для иностранных предпринимателей наши чиновники демонстрируют оптимизм, словно не замечая происходящего. Именно этим отличился начавшийся в среду форум ВТБ «Россия зовет!», где руководители ведомств представили «экспортный вариант» положения дел в РФ. Между тем даже президент признал нынешние темпы роста экономики недостаточными.
Основная цель ежегодного форума ВТБ «Россия зовет!» – привлечение иностранных инвесторов, которые должны заинтересоваться потенциалом роста в РФ.
Правда, сами чиновники утверждают, что российская экономика не способна обеспечить прирост ВВП даже на уровне среднемировых показателей. Но чтобы не акцентировать внимание на этом негативе, организаторы стараются вписывать российскую экономику в общемировой контекст развития, оставляя за скобками национальные проблемы.
Именно поэтому форум начался с обсуждения вызовов мировой экономики. Участники встречи, в частности, сосредоточились на последствиях повышения ставок Федеральной резервной системы США для глобальной экономики. Обсудили они и перспективы замены автомобилей с двигателем внутреннего сгорания на электромобили.
Описывая ситуацию в России, чиновники отмечали успехи политики импортозамещения, советуя распространять эмбарго на большее количество товаров. Правда, при обсуждении достижений отечественного сельского хозяйства они почему-то не вспомнили последние невеселые данные Росстата. Так, по итогам 10 месяцев этого года объемы производства сельхозпродукции в стране снизились на 1,3%.
Что же касается общих перспектив отечественной экономики, то здесь чиновники почему-то предпочли занять позицию, что она у нас и так сейчас растет на предельных скоростях. Как подчеркнула на форуме глава Центробанка Эльвира Набиуллина, сейчас экономика «развивается темпами, близкими к потенциальным». По оценке ЦБ, это около 1,5–2%. «Это не означает, что экономика не может развиваться более высокими темпами», – заметила Набиуллина, подчеркивая, что нельзя повысить темпы роста экономики методами денежно-кредитной политики.
На это же обращает внимание и глава Минэкономразвития Максим Орешкин. «России точно нельзя повторять пример Турции, которая через «кредитную накачку» в конце прошлого года получила очень высокие темпы экономического роста, а сейчас уже находится в рецессии», – заявил он, подчеркнув, что масштабное «лобовое» стимулирование спроса не приведет к устойчивому росту.
Подобные опасения выглядят несколько удивительно, если учесть, что чиновники постоянно рапортуют об успехах розничного кредитования и росте спроса на займы среди населения.
Глава Минфина Антон Силуанов, выступая на форуме, подчеркнул: подходы к стимулированию экономического роста сегодня должны быть принципиально другими. «Чем отличается реализация майского указа 2012 года от майского указа текущего года? Тем, что мы поняли, что надо более предметно заниматься теми задачами, которые поставлены президентом», – сказал он. «Если мы занимаемся экономическим ростом, то сюда должны подключаться все инструменты – фискальные, административные, улучшение работы для бизнеса и обеспечение жесточайшего мониторинга», – продолжил он.
И если пока темп «потенциального роста» не превышает 2%, то к 2021 году потенциал может составить уже 3%, не исключает Набиуллина. Правда, при условии, что «те меры правительства, по которым оно сейчас активно работает, позволят дать тот эффект, на который рассчитывает правительство».
Несмотря на все объяснения чиновников о возможностях экономического роста в России, текущие темы не слишком устраивают президента РФ Владимира Путина. «Очевидно, что нынешние темпы экономического роста недостаточны для кардинального повышения уровня жизни наших граждан», – заметил он. Для того чтобы поменять ситуацию, власти выстраивают целую программу развития, напомнил в среду глава государства.
Позднее в тот же день в ходе совещания с членами правительства президент подчеркнул: необходимо наладить строгий контроль за средствами, которые выделяются на исполнение майских указов и нацпроектов. «Наша задача – не освоить эти деньги, не отчитаться на бумаге, а повысить уровень жизни граждан РФ, придать новый импульс развитию экономики страны», – указал он.
Напомним, новые майские указы президента включают в себя выход экономики РФ на темпы роста высшее среднемировых и вход экономики страны в пятерку крупнейших.
Пока же средний рост ВВП в России остается на уровне 1%. Именно такие темпы роста демонстрировала страна последние 10 лет, замечал во вторник глава Счетной палаты Алексей Кудрин (см. «НГ» от 27.11.18).
Из сегодняшних заявлений правительственных чиновников можно сделать один общий вывод: отечественная экономика и так растет на пределе возможностей, накачивать кредитами ее бессмысленно, а расти выше она сможет, когда «реализуются те эффекты, на которые рассчитывают власти». То есть возможно, что и никогда.
В подобном ключе все эти заявления больше похожи на оправдания. В словах же о «потенциальных для РФ темпах экономического роста» также есть определенное лукавство. Многие экономисты неоднократно подчеркивали: текущий скромный рост ВВП РФ отнюдь не потолок.
К примеру, ранее в Goldman Sachs (GS) оценили разрыв между фактическим и потенциальным объемом ВВП РФ. Согласно их данным, ВВП России на текущий момент оказался меньше потенциального почти на 4% (см. «НГ» от 18.11.18). То есть, судя по расчетам банка, российская экономика вполне могла бы расти на 6% в год. Именно такие темпы нужны, чтобы догнать передовые страны по темпам роста экономики, замечали академики РАН (см. «НГ» от 26.11.18).
И, несмотря на то что чиновники зачастую больше любят говорить о внешних факторах, влияющих на экономический рост, а не о внутренних, оба они в равной степени влияют на РФ, замечают эксперты «НГ». «Кроме того, внутренние факторы в экономике всегда тесно связаны с внешними. И фундаментальные причины всегда превалируют над политическими», – говорит директор по стратегии компании «Финам» Ярослав Кабаков.
Оба этих фактора важны, но влияние их проявляется по-разному, считает доцент РАНХиГС Сергей Хестанов. «Внутренние проблемы в основном служат стратегическими ограничителями темпов экономического роста. Это уровень коррупции, уровень защиты собственности, развитие общественных институтов. Они стратегически ограничивают темпы нашего роста. То есть они замедляют нашу экономику, но делают это медленно, постепенно», – поясняет он. В то время как внешние факторы, прежде всего сырьевые цены, вызывают достаточно быструю реакцию, продолжает экономист.
Для российской экономики характерен весьма специфичный баланс внутренних и внешних факторов воздействия, соглашается главный аналитик компании «БКС Премьер» Антон Покатович. «С одной стороны, если говорить о внутренних факторах роста, то фундаментальная база экономической системы РФ выглядит весьма сильно. Такие показатели, как низкий уровень внешнего долга, профицитный бюджет и консервативная бюджетная политика в рамках действия бюджетного правила, сравнительно низкая инфляция, формируемая в условиях режима инфляционного третирования ЦБ, профицитный счет текущих операций, в совокупности значительно отличают РФ от других стран сектора ЕМ (emerging markets – развивающихся рынков)», – указывает он.
С другой стороны, несмотря на тот факт, что сейчас мы не наблюдаем существенных предпосылок для масштабной дестабилизации экономической системы РФ, внешние факторы глобального влияния также являются актуальными для России, уверен Покатович. «Так, угрозы торговых войн помимо давления на курс национальной валюты формируют существенные риски для ослабления одного из наиболее важных драйверов экономического роста РФ – экспортной компоненты», – говорит аналитик.
Нужно также понимать, что каждая страна занимает в мире ровно ту нишу, которую ей готовы отдать другие страны, подчеркивают эксперты. «И Россия нашла свою роль в глобальном разделении труда на планете, поэтому нельзя сказать, что она не вплетена во внешнеторговые отношения», – замечает аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов. Проблема в том, что, оставаясь в этой нише, мы неизбежно деградировали, а попытки ее расширить встречают противодействие других стран, сетует Кабаков.
«Представители экономического блока правительства на каждом углу рассказывают о том, какой стабильной стала наша экономика, как мы отвязались от цен на нефть, какой у нас низкий долг и двойные профициты (бюджетный и текущих операций), каких успехов мы достигли в борьбе с инфляцией… Вот только стоимость рублевых заимствований для Минфина почему-то выше, чем пять лет назад, когда еще не было ни инфляционного таргетирования, ни бюджетного правила, да и инфляция была повыше, чем сейчас», – комментирует директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.
Независимая газета. 28.11.2018