На границах России создают "санитарные кордоны"
Сергей Жильцов, доктор политических наук
Страны постсоветского пространства все дальше расходятся друг от друга, пытаясь заручиться поддержкой внешних игроков. При этом часть стран рассматривает Россию и сотрудничество с ней в качестве условия своего дальнейшего развития, а другая – стремится сблизиться с западными странами, видя в них перспективных партнеров. Подобное расхождение внешнеполитических курсов чревато усилением конфронтации на постсоветском пространстве.
Для России наибольшую угрозу представляет внешнеполитический курс стран, которые в достижении своих целей проводят антироссийский курс, поддерживаемый Западом. Речь идет об Украине, Молдавии, Грузии, которые на протяжении длительного времени дрейфуют в сторону ЕС и НАТО, одновременно предпринимая шаги по разрыву политических, экономических и культурных связей с Россией. Перспективы отношений с этими государствами в значительной степени будут определяться их внешнеполитическим курсом, на который, в свою очередь, большое влияние оказывает складывающаяся в них расстановка сил. Однако итоги выборов президента в Грузии в октябре 2018 года, а также предстоящие парламентские выборы в Молдавии в феврале 2019 года, президентские и парламентские выборы в Украине, которые должны пройти в следующем году, не дают сколько-нибудь весомых оснований ожидать там внутриполитических изменений. Соответственно не приходится рассчитывать на пересмотр внешнеполитического курса этих стран, которые настойчиво добиваются расширения сотрудничества с ЕС и НАТО.
В последние годы понятие «постсоветское пространство», введенное в оборот в 1992 году для обозначения бывших союзных республик, все в меньшей степени отражает геополитические реалии просторов бывшего СССР. В первое десятилетие после его исчезновения с политической карты мира новые независимые государства сближало географическое расположение, а также достаточно тесные политические отношения. В тот период независимые государства устанавливали контакты с западными государствами, которые, в свою очередь, инициировали различные программы, направленные на продвижение своих интересов. В последнее десятилетие в отношениях между Россией и новыми независимыми государствами произошли кардинальные изменения: одни из них сохранили тесное экономическое и политическое сотрудничество, другие – сделали ставку на западные государства.
Санкции против Москвы, которые в 2014 году ввели США и ЕС, положили начало новому этапу развития отношений России с независимыми государствами. Наиболее противоречиво складывались взаимоотношения между Россией и Украиной, которая взяла курс на разрыв политических и экономических отношений с Москвой. Антироссийская риторика, которая ранее использовалась только радикально-националистическими силами, в последние годы возведена в ранг государственной политики. Политика официального Киева встроена в курс западных государств, которые наращивают усилия по ограничению влияния России. Не меньшее внимание Запад уделяет другим странам, прежде всего Молдавии и Грузии, от которых добиваются сохранения внешнеполитического курса. Данная линия опирается на властные элиты этих стран, которые в последние годы проводят политику, предполагающую их вступление в ЕС и НАТО. Усиление влияния последних на Грузию, Молдавию и Украину формирует принципиально новую геополитическую ситуацию на постсоветском пространстве и создает предпосылки для дальнейшего усиления конфронтации между Россией и западными государствами.
В отличие от периода холодной войны, когда СССР создал на своих границах пояс из дружественных государств, связанных системой военно-политических и экономических отношений, в складывающейся ситуации Россия оказывается в менее выгодном положении. Создаваемый Западом «санитарный кордон» из Молдавии, Грузии и Украины проходит в непосредственной близости от российских границ. Пока «брешь» в планах Запада создает Белоруссия. Ее тесные военно-политические и экономические отношения с Россией не позволяют западным странам полностью замкнуть вокруг России «санитарный барьер» – от Балтики до Черного моря. В результате политика западных стран, которые задают ориентиры бывшим союзным республикам, вернули мировую политику к временам холодной войны. При этом Молдавия, Грузия и Украина рассматриваются западными странами в качестве инструмента для сдерживания геополитических амбиций России, но никак не в качестве равноправных партнеров.
Конфронтационная политика Запада возвращает страны к блоковому противостоянию. Ситуация усугубляется политикой ЕС и НАТО, которые, как и четверть века назад, реализуют планы по расширению границ своего влияния. Здесь уместно вспомнить доклад 1993 года, опубликованный Службой внешней разведки России, в котором раскрыта подлинная суть политики альянса. В отличие от геополитических задач НАТО политика ЕС определяется экономическими интересами ключевых европейских стран, которые рассматривали новые независимые государства в качестве перспективных рынков сбыта и приложения своего капитала.
Россия стремилась реагировать на политику Запада, выдвигая различные интеграционные инициативы. Однако ограниченность финансовых ресурсов, противодействие со стороны внешних игроков не позволяли в полной мере реализовать задуманное. Тем более что Киев, Кишинев и Тбилиси по-прежнему активно проводят курс на дистанцирование от России. Итогом политики Запада стало обострение межгосударственных отношений. Этому способствовали внешнеполитические устремления элит бывших союзных республик, а также слабость институтов власти и неразвитость экономических систем. Тем не менее в последние годы России удалось добиться определенных успехов в сохранении своего влияния на постсоветском пространстве. В частности, запущен и реализуется интеграционный проект Евразийского экономического союза.
В целом конфронтационный курс ряда независимых государств в отношении России разрушают сложившиеся ранее межгосударственные отношения, негативно сказываясь на торгово-экономических и культурных связях. При этом конфронтационные разломы дают все меньше оснований говорить о географической целостности постсоветского пространства, которое представляет собой мозаику отдельных государств, часть которых вовлечена в антироссийскую политику западных стран.
НГ-Дипкурьер. 11.11.2018