Латвия ставит шесть против победителя

Галина Дудина

В Риге сегодня пройдет первое заседание Сейма нового созыва. Один из главных вопросов — утверждение кандидатуры премьера. Кто займет этот пост, пока неясно: за месяц после парламентских выборов прошедшие в Сейм партии о будущей коалиции так и не договорились. Шесть из семи партий и блоков пытаются решить две задачи: получить максимум кресел в новом кабинете и не допустить туда седьмую партию — социал-демократов во главе с мэром Риги Нилом Ушаковым. Многие считают эту партию пророссийской и опасаются, что ее вхождение в правительство укрепит позиции русской общины Латвии.

Многим из депутатов, которые соберутся на первое заседание латвийского Сейма нового созыва, еще только предстоит познакомиться друг с другом: две трети парламентариев — «новички». Хотя в Сейм они прошли по семи избирательным спискам (от семи партий или политических блоков), латвийское издание Delfi подсчитало, что политики представляют 16 партий.

Круг потенциальных кандидатов на пост премьер-министра, которого должны утвердить депутаты, выглядит так: Алдис Гобземс (центристская партия KPV LV, название которой расшифровывается как «Кому принадлежит Латвия?»), Янис Борданс (Новая консервативная партия) и Артис Пабрикс (либеральная партия «Для развития/За!»).

На прошлой неделе президент страны Раймонд Вейонис встретился с претендентами на кресло премьера и готов вновь принять всех троих в эту среду. Он уже предупредил, что темп коалиционных переговоров его не устраивает.

Практически все эксперты сходятся в том, что в правительство в итоге пройдут шесть из семи парламентских партий. При этом за бортом останется лидер избирательной гонки, социал-демократическая партия «Согласие», набравшая на выборах почти 20% голосов. Ее возглавляет мэр Риги Нил Ушаков.

Несмотря на то что в последние несколько лет курс этой партии претерпел изменения, оппоненты до сих называют ее «пророссийской». «А получится ли вообще какая-то коалиция? Учитывая как раздробленность, так и крупные идеологические разногласия между партиями, и всю предыдущую историю, я был бы не столь оптимистичен относительно создания коалиции в обозримом будущем»,— рассуждал после выборов Нил Ушаков.

«Один из драйверов формирования этой непростой коалиции — опасения усиления русской общины»,— считает заведующий сектором стратегических оценок ИМЭМО РАН Сергей Уткин. «Хотя партия "Согласие" занимает сейчас вполне умеренные позиции, их оппоненты отчасти не верят этому, учитывая давние контакты партии с Россией, отчасти сознательно используют эту тему как инструмент для получения очков в политической борьбе. Более того, для консервативной части политического истеблишмента Латвии успех или неудача "Согласия" — это вопрос национальной идентичности Латвии и, соответственно, признания или непризнания русской общины как государствообразующей»,— пояснил “Ъ” Сергей Уткин. Кто бы ни был утвержден премьером, на политику Риги в отношении России это не повлияет, уверен эксперт.

«После событий на Украине большая часть жителей Латвии стала относиться к России и пророссийским настроениям в Латвии негативно. Это отразилось и на тех политиках и политических партиях, которые считаются пророссийскими. Хотя "Согласие" и старалось демонстрировать более прозападную ориентацию, к этим выборам у этой политической силы уже сформировался свой имидж»,— пояснил “Ъ” директор Центра исследований рынка и общественного мнения SKDS Арнис Кактиньш.

«Латвия долгое время была одной из стран, наиболее скептически настроенных к ЕС: в 2013 году членство в Евросоюзе положительно оценивали всего 23–24% жителей, отрицательно — около 20%,— продолжает господин Кактиньш.— А после событий 2014 года уровень поддержки ЕС достиг исторических показателей: "хорошо" к членству в союзе относятся уже до 48%, а "плохо" — только 11%. Многие поняли, зачем нам нужен Евросоюз».

Коммерсант. 06.11.2018

Читайте также: