Кому выгодна ситуация на Азовском море?
Александр Гущин, к.и.н., доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, эксперт РСМД
Той ситуации, которая сложилась в Азовском море, в какой-то степени можно было ожидать, и тому есть несколько причин. Во-первых, конечно, это причина внутренняя, внутриукраинская — фактор выборов для украинского президента играет очень большое значение. И не случайно сегодня принят вопрос о введении военного положения. По последним опросам мы видим, что рейтинг действующего президента не вырос, несмотря на применение концепции-триады «армия-язык-вера» и давление на Украинскую православную церковь в связи с планирующимся получением томоса. Все это было расчетом на определенное электоральное улучшение для П.Порошенко, однако это не сработало. И последние соцопросы являются тому подтверждением. По всей видимости, именно поэтому был сделан такой пробный шаг — введение военного положения на 30 дней, а дальше нужно будет наблюдать за реакцией. Очень интересно будет, как проголосует оппозиция — с одной стороны, они не хотят действовать в русле политики президента, а с другой — показать, что они против, не могут. Думаю, что значительная часть депутатов из «Батькивщины», «Самопомощи», отколовшейся от Оппоблока части проголосуют против, часть воздержится, а большинство будет за. Если Рада не проголосует это решение, то это будет большим ударом для П.Порошенко, но, скорее всего, будет принято нужное ему решение. Ведь даже принимая во внимание тот факт, что это выгодно только двум фракциям коалиции, остальные, если не проголосуют, попадут в разряд «агентов Кремля». Но, вероятно, дискуссия будет очень серьезной. Думаю, что можно согласиться с М.Погребинским в том плане, что это будет военное положение в легкой форме, в содержательном, а возможно и в территориальном смысле.
Украинские суда имеет право проходить через Керченский пролив свободно, — но фактически если говорить о реальности, то по морскому праву через Керченский пролив требуется походить непрерывно, если нет поломок и линейно, а не маневрировать, заранее подавать заявку, которой по сообщениям российской стороны не было. Судя по тем сообщениям, которые мы имеем, украинские суда совершали маневры, останавливались там, то есть вели себя достаточно провокационно, нарушая границы РФ и территориальных вод. Очевидно, что с военной точки зрения, тот результат, который получился, показывает, во-первых, полное тотальное превосходство России на море даже без участия военных сил Черноморского флота — одними силами патрульных катеров, береговой охраны и ФСБ эту ситуацию удалось разрешить. Кстати говоря, что очень важно, что удалось разрешить без жертв с украинской стороны. На данный момент известно о нескольких раненых, и о том, что украинские суда конвоируются, то есть операция была проведена действительно на достаточно высоком уровне. Но совершенно очевидно, что Украина на море никакой конкуренции составить не может, поэтому понятно, что этих людей, которых туда отправили, просто принесли в жертву той политической линии, которую исповедует президент. Но я думаю, что Россия не будет удерживать их слишком долго, вполне вероятно, что вопрос с их выдачей будет решен в ближайшее время. Кроме того, следует учитывать, что провокационный характер акции свидетельствует и тот факт, что подобные используемые Украиной бронекатера можно перебросить в Бердянск по железной дороге, но этого сделано не было. То есть, если бы они спокойно прошли через пролив, то Киев объявил бы это своей военно-политической победой, а в нынешнем сценарии объявляет себя жертвой агрессии.
Говоря о позиции международного сообщества, нужно отметить, что ситуация сложилась не без благословления Запада, который своими заявлениями по Азовскому морю фактически давал карт-бланш Киеву. Это сейчас они говорят о том, что нужна сдержанность, а до этого-то были заявления, что Россия неправильно ведет себя в Азовском море, в то время как были случаи досмотра, но никаких случаев задержания судов не было. Украина, конечно, будет использовать эту ситуацию как способ втянуть Запад в этот конфликт, больше интегрировать в него Соединенные Штаты. Вероятно, какую-то поддержку, ограниченную, Соединенные Штаты могут предоставить. Но они не будут оказывать военное давление на Россию в зоне пролива — существует Конвенция Монтрё, да и в политическом смысле едва ли американцам выгодно полноценно входить сейчас в этот процесс. Возможно, в ближайшее время мы будем наблюдать расширение санкций в отношении России — на это Киев и делал расчет.
Скорее всего, в Украине будет введено военное положение, а если ситуация не улучшится, то оно будет продлено. Для продления нужны будут какие-то новые инциденты, то есть провокации могут продолжаться. Но на полномасштабные столкновения с Россией Украина, конечно, не пойдет. Вполне вероятны такие шаги, как, например, высылка дипломатов или в меньшей степени разрыв дипломатических отношений. Также возможны ограничения в пересечении границ между Россией и Украиной.
Военное положение позволяет достаточно жестко манипулировать обществом — ограничивать свободу собраний, вводить комендантский час, регулировать информационную политику (в том числе содержание программ оппозиционных каналов). Все это дает П.Порошенко определенный карт-бланш. Не исключено, что выборы могут быть перенесены в этой ситуации не только на два месяца, но и на осень, когда они совпадут с парламентскими.
Что касается сообщений об эскалации ситуации на Донбассе, то все они весьма спорны. Представляется, что сейчас никому не выгодно проводить мощную операцию на Востоке страны. Для того, чтобы ввести военное положение, инцидента в Азовском море вполне достаточно. Но то, что в принципе вот эти изолированные инциденты могут продолжаться, вполне вероятно. Сейчас Россия продемонстрировала, что Крым, вокруг которого это все происходит, — это как бы определенная «красная линия». В случае захода в территориальные воды или на сухопутную часть России реакция Москвы будет довольно жесткой. Тот факт, что российская сторона не допустила отступления, означает, что она не допустила восприятия ситуации в таком ключе, что Россия готова идти на компромисс по Крыму, акватории и проливу.
Таким образом, для России ситуация весьма позитивна с той точки зрения, что удалось продемонстрировать эту саму «красную линию». А П.Порошенко получил выгоду тактически и политически, потому что он получает возможность введения военного положения в условиях своих слабых электоральных позиций и может в этой ситуации как-то маневрировать. Но, опять же, выигрыш этот не стратегический для украинской власти, потому что ни одну проблему системы это не решает. Кроме всего прочего, в ближайшее время будет принят государственный бюджет на следующий год, а введение военного положения может непосредственно влиять на объемы военной части. Так, тактически ситуация выглядит как выигрыш П.Порошенко, а стратегически — далеко не факт. Через некоторое время, пусть не сразу, может произойти новый виток дестабилизации ввиду того, что значительная часть политического истеблишмента не будет довольна длительным военным положением.
РСМД. 26.11.2018