Россия включила Белоруссию в свой военный лагерь

Иван Шварц

Новый посол РФ в Белоруссии Михаил Бабич сделал очень важное предупреждение «для наших белорусских партнеров». Нападение на Беларусь будет расцениваться как нападение на Россию со всеми вытекающими последствиями – заявил посол, ссылаясь на союзнические отношения. В условиях предстоящего транзита власти трактовка заявлений посла может быть весьма широкой. Ведь при желании всегда можно объявить об иностранном вмешательстве в дела братской республики, за которым последуют решительные действия силовиков из соседнего государства.

Что именно может быть названо военным нападением на Беларусь в современных условиях – сказать невозможно. Вторжение танковых колонн НАТО на территорию Белоруссии выглядит сегодня менее вероятным, чем серия политических или экономических протестов в приграничных районах самой Белоруссии. Возможно поэтому Москва публично предупреждает (в том числе и самих белорусов), что она не допустит развития событий по сценарию украинского майдана. Тем более что в условиях конфликта с Западом дестабилизация в союзной России Белоруссии выглядит вполне разумным решением со стороны тех, кто хотел бы ослабления власти в РФ.

Вероятность протестных и противоправных действий прямо называется в официальных белорусских документах. Неделю назад президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал «Концепцию обеспечения пограничной безопасности Республики Беларусь на 2018–2022 годы». Угрозой безопасности для Белоруссии, в частности, называются «повышение протестной активности населения на приграничной территории до крайней формы – массовых беспорядков», «формирование среди населения приграничной территории антиконституционных настроений, основанных на сепаратистских идеях», «ограничение транзитных возможностей и привлекательности Республики Беларусь», «снижение уровня благосостояния и качества жизни населения приграничной территории».

В числе внешних опасностей в этом документе, в частности, упоминаются, «затягивание или прекращение сопредельными государствами процедур международно-правового оформления госграницы», «милитаризация приграничных территорий сопредельных государств»; «нарушение функционирования пунктов пропуска сопредельных государств на госгранице с Республикой Беларусь»; «снижение возможностей доноров международной технической помощи»; «снижение оперативно-служебных возможностей пограничных органов сопредельных государств».

Какой из этих факторов может быть расценен в Москве как внешнее вмешательство – заранее не скажешь. Поводом для обострения отношений могут стать, например, локальные конфликты на белорусско-украинской или белорусско-польской границе.

Заметим, что в договоре о создании союзного государства между Россией и Беларусью не упоминается права произвольной трактовки факта нападения на одну из сторон. Нет в договоре и аналога 5-го параграф договора НАТО о том, что нападение на одного союзника это нападение на всех членов блока. Оно и понятно. Ведь договор о союзном государстве готовился в 1999 году, когда о гибридных войнах или санкционном удушении экономик стран СНГ не было и речи.

В 1999 году Москва и Минск больше заботились о правах человека и «единении народов двух стран в демократическое правовое государство». В части оборонных обязательств в договоре фигурируют «проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны», «совместный оборонный заказ», «совместная оборонная политика, координация деятельности в области военного строительства, развитие вооруженных сил государств-участников», «совместное использование военной инфраструктуры». Самая близкая к 5-му параграфу НАТО формулировка в российско-белорусском договоре выглядит следующим образом: «государства-участники обеспечивают целостность и неприкосновенность территории Союзного государства». Но и она не дает права Москве самостоятельно трактовать реалии современной внешней политики.

Между тем среди российских чиновников циркулируют слухи о многочисленных претензиях к Александру Лукашенко и его предстоящей замене. Трансформации белорусского режима будет обсуждаться, в частности, в кулуарах Мюнхенской конференцию по безопасности, которая начнется в Минске 31 октября 2018 года. Среди возможных преемников Лукашенко называют нового премьер-министра Белоруссии Сергея Румаса.

Независимая газета. 22.10.2018

Читайте также: