Что ждет экономику Азербайджана?
Интервью Пресс-клуба «Содружество» с доктором экономических наук, профессором Азербайджанского государственного экономического университета (UNEC) Эльшадом Мамедовым.
- Эльшад муаллим, как вы можете охарактеризовать нынешнюю ситуацию в экономике Азербайджана?
- В условиях современной экономики основная задача, с точки зрения управления экономическим развитием страны, должна заключаться в идее формирования и реализации стратегии устойчивого и опережающего роста. Экономике АР необходимо достичь темпов 5-10% роста в год. Я уверен, что это не фантастические планы, а результат, который можно спокойно достичь при большом желании, особенно учитывая ресурсный потенциал.
Я уверен, что экономическому блоку правительства следует проводить политику, направленную на достижения роста. Для этого по всем компонентам управления экономикой необходимо реализовывать адекватную и продуманную политику. В целом состояние экономики страны можно охарактеризовать как стабильное. Определенные позитивные сдвиги за последнее время наблюдались, и сегодня потенциал стоит наращивать. Применение опережающих мер с темпами прироста ВВП от 5 до 10% вполне реально.
- То есть кризис нас миновал?
- Кризис в значительной степени миновал, но нужно понимать, что мировая экономика высокотурбулентна, и повторение каких-либо экономических «шоков» далеко не редкость. Но речь идет о тех государствах, которые не устойчивы и не готовы к подобным происшествиям. Поэтому экономика страны должна быть высокотехнологична, диверсифицирована и устойчива. Без экономического роста на основе научно-технического прогресса достичь видимых результатов будет сложно. Благодаря правильному курсу, который реализует руководство страны, кризис мы миновали. Но сейчас очень важно сделать экономику страны устойчивой к внешним «шокам».
- Сегодня национальная валюта Азербайджана, в принципе, остается стабильной. Понятно, что манат не «плавает», а держится административными методами. Как вы считаете, есть ли повод для опасений или пока цены на нефть остаются высокими, можно спать спокойно?
- Вопрос устойчивости азербайджанской национальной валюты является на самом деле весьма актуальным. С точки зрения развития экономических процессов в Азербайджане стабильность маната играет очень большую роль. Приблизительно два года, как нацвалюта практически не падает, что само по себе является достижением нашего государства, с точки зрения управления макроэкономической политикой.
Вы отметили, что фактически манат регулируется административными методами, а не «плавает». Дело в том, что изначально хоть и был провозглашен «плавающий курс», в реальности полностью на него перейти не удалось. Однако сегодня иначе поступать нельзя, административный контроль очень важен. Я уверен, что сама по себе идея перехода на плавающий курс валюты, которая навязывается международным валютным фондом, ущербна. И в то же время, так называемая политика таргетирования инфляцией, которую также навязывают не одной стране, негативно сказывается на национальной экономической системе любого государства, кроме США.
Стоит обратить внимание, что невозможно перейти к стратегии «плавающего курса» в условиях свободы движения трансграничного капитала. Если страна не является эмитентом мировой резервной валюты – доллара, значит, вы подвергаете свой внутренний валютный рынок высокой волатильности. А соответственно - это возможность для спекулянтов «раскачивать» курс нацвалюты. Это наглядно видно на примерах России и Турции, поскольку Центральные банки этих стран, прислушиваясь к рекомендациям МВФ, подвергли свои валютные фонды риску. Это не тот путь, по которому должен идти Азербайджан, поэтому я полностью поддерживаю политику Центрального банка страны и соответствующих государственных структур в этом направлении.
В целом, повышение или понижение курса маната на определенных этапах возможно, однако это должно быть ожидаемо для бизнеса, граждан и инвесторов. С этой точки зрения, процесс стабилизации курса нацвалюты играет положительную роль. Имеются все предпосылки для того, чтобы он оставался стабильным. Особенно благодаря высоким ценам на энергоносители. Поэтому сегодня нет никаких предпосылок для скачков в курсе маната. По крайней мере, речь идет о ближнесрочной перспективе. Дальше все будет зависеть от мировой конъектуры цен на энергоносители.
- Успокоили, значит девальвации не будет…
- Если удастся сохранять процесс движения трансграничного капитала в экономике Азербайджана под контролем, осуществлять целенаправленную политику по импортазамещению и диверсификации национальной экономики, то в краткосрочной и среднесрочной перспективах резкой девальвации курса не предвидится.
- Эльшад муаллим, по вашим прогнозам, как долго стоимость «черного золота» будет оставаться высокой? Можно ли считать, что это наступила вторая эпоха высоких цен на нефть?
- Я считаю, что нынешняя волна роста цен на нефть является не устойчивой и не долгосрочной. Удельный вес нефти как стратегически составного сырья, будет понижаться. С одной стороны, рост добычи сланцевой нефти. С другой стороны, развитие системы энергосбережения и альтернативной энергетики тоже вносят свою лепту в этот процесс.
Сейчас рост цен на нефть связан с геополитическими факторами. В частности, с нарастанием напряженности вокруг Ирана, Венесуэлы, и, конечно, действиями России и Саудовской Аравии в связи с соглашением ОПЕК+. Поэтому я считаю, что в долгосрочной перспективе цены на нефть начнут понижаться. Поэтому Азербайджану необходимо продолжать развивать не нефтяной сектор.
Напомним, что ОПЕК и ряд не входящих в организацию стран (ОПЕК+) договорились в конце 2016 года в Вене о сокращении добычи нефти на 1,8 млн баррелей в день. Договор стартовал с начала 2017 года и был продлен до конца 2018 г. В июне 2018 года ОПЕК+ согласовала цель уйти от перевыполнения условий соглашения, которое тогда составляло 47%. Пояснялось, что на практике это будет означать увеличение добычи на 1 млн баррелей в день.
Беседовала Джамиля Алекперова
Пресс-клуб "Содружество". 12.10.2018