В российской экономике что-то пошло не так...

Анатолий Комраков

На фоне почти победных реляций прошлого года, когда власти рапортовали о преодолении кризиса, макростабильности и старте нацпроектов, которые вытянут экономику на темпы выше мировых, в последнее время явно заметен рост тревоги чиновников. В понедельник на экономическом совещании президент Владимир Путин заявил, что обеспокоен медленным ростом реальных доходов населения, а экономическая динамика «нас удовлетворить не может».

Президент напомнил, что за первое полугодие ВВП России вырос на 0,7%, а промышленный рост за семь месяцев составил 2,6%, в том числе в обрабатывающих отраслях – 2%. «Темпы положительные, безусловно, однако динамика в целом нас удовлетворить не может. Необходимо сделать так, чтобы экономический рост был более устойчивым и более динамичным», – сказал президент. В качестве положительного фактора он назвал также текущую инфляцию на уровне 4,5% в годовом выражении, которая постепенно приближается к целевому ориентиру.

«Но даже на этом фоне и с учетом увеличения зарплат в экономике реальные доходы людей растут медленно. Такое положение дел не может не вызывать беспокойство», – сказал Путин. На прошлой неделе в его лексиконе было слово и пожестче – «провал». Так он охарактеризовал положение по одному из направлений нацпроекта «Здравоохранение». На совещании в Кремле тогда прозвучала оценка работы властей по многолетней реформе системы здравоохранения.

В этот понедельник президент хотел послушать предложения экономического блока о том, какие конкретные шаги необходимо предпринять для повышения доходов граждан и придания более устойчивой динамики роста экономики. Что именно предлагали подчиненные президенту – рядовые граждане так и не узнали. По крайней мере в открытую часть совещания эти самые предложения не попали.

Однако по косвенным признакам понятно, что высшее чиновничество серьезно озабочено угрозой социальной нестабильности, которая возникает в том числе и по причине экономических провалов последних лет.

Так, например, бывший сотрудник кремлевской администрации экономист Михаил Хазин рассказал о недавнем совещании представителей экономического блока с примечательно названной темой «Что пошло не так?». Участникам дискуссии предлагалось высказаться на тему эффективности и перспективности нацпроектов в качестве драйверов роста, среди вопросов был: «Какие, на ваш взгляд экономические факторы способны реально запустить и разогнать маховик устойчивого экономического роста для темпов выше среднемировых?». Причем речь шла не только об экономике, один из вопросов предлагал высказаться на тему влияния отсутствия «достаточной» политической конкуренции на ослабление экономических факторов. Сам Хазин невысоко оценил уровень понимания ситуации представителями властных структур. Поразила его и фраза одного «видного макроэкономиста»: «Мы же экспортная экономика, как у нас рост может быть больше, чем у наших клиентов?»

Однако не исключено, что критика экономического курса властей постепенно доходит до министерских кабинетов. Ведь ее слышно не только от экономистов, но и от академиков, депутатов, экспертов, прессы. Экономические лозунги все громче звучат и на многочисленных митингах. В последнее время о риске недостижения обозначенных в майском (2018 года) указе президента национальных целях активно рассказывает и Счетная палата.

На прошлой неделе в ведомстве, возглавляемом Алексеем Кудриным, отмечали, что основной причиной падения реальных располагаемых доходов населения на 1,3% в первом полугодии (напомним, они падают уже шестой год подряд и, по данным Росстата, сократились во 2-м квартале 2019 года на 0,2% в годовом выражении после падения на 2,5% в 1-м квартале) является слабый рост доходов от предпринимательской и другой производственной деятельности и снижение доходов от собственности. СП отмечала также, что значительное влияние на динамику реальных располагаемых денежных доходов населения оказал рост обязательных платежей и разнообразных взносов (включая платежи по обслуживанию кредитов: за первое полугодие 2019 года прирост обязательных платежей и взносов составил 8,4%, а прирост общего объема денежных доходов населения – всего 4,4%).

Главным фактором, позволившим экономике удержаться в небольшом плюсе по итогам полугодия, стал потребительский спрос, поддерживаемый кредитованием, считает директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов. Однако в условиях стагнации доходов населения рост потребительского спроса останется слабым, предупреждает экономист.

Банк России прогнозирует темпы роста ВВП в третьем квартале 2019 года на уровне 0,8–1,3% по сравнению с 0,9% во втором квартале, сообщил в понедельник ЦБ. По прогнозу реализация национальных проектов и увеличение государственных инвестиций приведут к повышению темпа прироста валового накопления основного капитала (ВНОК) в третьем квартале до 0,5–1%», – говорится в материалах ЦБ.

Тремасов обращает внимание, что тем не менее рост потребительского спроса в условиях стагнации доходов населения останется слабым – годовой темп прироста расходов на конечное потребление домохозяйств в третьем квартале оценивается в 1,2–1,7% в годовом выражении, пишет Тремасов в своем Telegram-канале MMI.

«Основная причина беспокойства российских властей заключается в том, что среди граждан растут недовольство и социальная напряженность», – сказал «НГ» главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий (ЦАФТ) Антон Быков. По словам эксперта, в нашей стране сложилась уникальная экономическая система, в которой есть два отдельных контура – крупный бизнес, который и обеспечивает хоть какой-то экономический рост, и все остальное, где ситуация в целом только ухудшается. «В этом большая проблема, которую или не видят, или сознательно обходят стороной российские власти, – говорит Быков. – Получается, что государство стимулирует экономический рост через крупный бизнес, а он замкнут сам в себе, и до рядовых граждан это стимулирование не доходит. И если новые меры, о которых сказал на совещании президент Путин, будут в той же парадигме, то ожидать улучшения гражданам, наверное, не стоит».

«Тот факт, что даже после корректировок Росстата, изменения методик подсчета и иных манипуляций с цифрами итоговые результаты статведомства, Роструда, Минэкономразвития, Банка России и прочих ведомств все равно вызывают грусть, неизбежно должен был вызвать какую-то реакцию властей, – полагает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. – И слава богу, что реакция была не в том, чтобы «закрыть» статданные от широкого доступа (а многие эксперты опасались такого исхода – ведь это самый простой путь), а в том, что власти были вынуждены признать, что темпы роста экономики, равно как и прочие первостепенные базовые показатели, такие как промпроизводство, объемы потребления, динамика реальных располагаемых доходов, инфляционные показатели, далеки не только от плановых значений, но и от тех, которые гарантировали бы стране достаточно устойчивое развитие и не слишком высокую восприимчивость к внешним шокам».

Некоторые эксперты считают, что не стоит придавать слишком большого внимания изменению риторики. «Не думаю, что стоит ожидать каких-то активных действий в обозримой перспективе: глава государства достаточно часто критикует правительство за слабые макроэкономические показатели, но это, как правило, ни к чему не приводит», – сказал «НГ» директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев.

«Недавно МВФ опубликовал отчет, согласно которому ВВП России теряет порядка 0,3% в год из-за сдерживающей монетарной политики и высокого фискального давления - тогда как санкции стоили отечественному ВВП всего лишь 0,2%. Исследования не включали нововведения 2019 года, такие как повышение акцизов и НДС, так что начиная с текущего года инициативы чиновников будут тормозить развитие страны еще сильнее. В то время когда все страны снижают налоговое бремя и стимулируют экономику, готовясь к трудным временам, наше правительство поступает ровно наоборот. Либо у него есть четкая и продуманная стратегия, либо, скорее всего, она попросту отсутствует», - говорит Дадашев.

Коренев полагает, что усложнение ситуации в мировой экономике и возможные новые риски, а не столько реализация майских указов сейчас заботит экономические власти страны.

«Общемировая экономика находится не в самом лучшем положении, риски ее замедления и даже перехода в стадию рецессии достаточно велики. А развивающиеся страны во время мировых кризисов, как известно, несут гораздо более весомые потери, нежели государства развитые. И у России сейчас нет достаточно запаса прочности, чтобы перенести возможный мировой кризис без существенного падения базовых макроэкономических показателей, включая и уровень жизни населения. Речь идет уже даже не о выполнении майских указов, по большинству из которых пришлось признать, что они либо невыполнимы вовсе, либо выполнимы в других рыночных условиях. Речь идет о том, чтобы удержать динамику базовых показателей развития экономики и социальной сферы на тех уровнях, которые минимизируют риск углубления рецессии, возникновения социальных напряжений и гарантируют хотя бы какую-то устойчивость к внешним шокам в случае негативного варианта развития событий», – говорит эксперт.

Генеральный директор компании "Иволга Капитал" Андрей Хохрин считает, что постановка вопросов главой государства именно таким образом – это не от осознания своего бессилия, а, наоборот, от осознания того, что государство на данный момент способно сделать больше для активизации экономики, роста производств, доходов населения.

«Сегодня страна проходит через очень важную отметку, в последние годы было принято множество программ и проектов, ключевых решений, например, национальные проекты, программа стимулирования и поддержки малого и среднего бизнеса, снижение максимума долговой нагрузки на россиян, экономическая адаптация до этого времени неактивных людей (безработных, людей с ограниченными трудовыми возможностями) через социальный контракт, - говорит Хохрин. - Очень важно объективно оценивать величину изменений, фиксировать сильные и слабые стороны проектов и работать с ними. Заявления о том, что регионы наблюдают не полное исполнения майских указов - есть одна из «точек роста» с которой нужно активно поработать, пока ещё есть время. Совершенно очевидно, что у Кремля есть стратегия развития экономики России, в которую постоянно вносятся коррективы и новшества для улучшения её эффективности и минувшее совещание носит именно такой характер».

«Стремление образными словами комментировать происходящее в стране – вполне понятный ход, для того, чтобы потом не отвечать за конкретные слова, - говорит руководитель аналитического департамента компании «ФинИст» Катя Френкель. - В таких случаях часто произносятся слова «экономика в тупике», «необходимо сделать так, чтобы экономический рост был более устойчивым и более динамичным», «реальные доходы людей растут медленно» и т.д. Никакой конкретики. Ничего из того, что можно было бы потом отследить и спросить, а почему сейчас ничего не изменилось. Кроме того, 20 июня на "прямой линии" глава государства сообщил о том, что в 2019 году средняя номинальная зарплата возросла до 44–45 тыс. руб. Данные Росстата в 3-4 раза ниже. Очевидно, у главы государства есть резонный вопрос, почему ему докладывают одни цифры, а большая часть людей при этом на грани нищеты».

У эксперта есть рецепты для исправления положения дел. «Мне видятся два пути, объединив которые этого можно добиться, - говорит Френкель. – Первое – ввести кредитные каникулы на 3-5 лет для всех желающих. В этом случае люди смогут платить в банк относительно небольшие деньги и высвободить, таким образом, финансы на развитие. Разумеется, в такой ситуации взять новый кредит заявитель уже не сможет, зато сможет вложить их в своё дело. Второе – реально освободить предпринимательство от всевозможных надзорных и административных органов. Налоговой службы в этом вопросе вполне достаточно. Только вместо контроля доходов, нужно сосредоточиться на сопоставлении доходов и расходов. И, в случае если есть диссонанс, решать вопрос о привлечении к ответственности. В большинстве развитых стран, основной движущей силой является частный бизнес. В нашей стране самый крупный работодатель – это само государство. Это крайне неэффективно».

Независимая газета. 26.08.2019

Читайте также: