Венграм дадут газ на год
Анатолий Комраков
Лидеры России и Венгрии встречаются регулярно и обычно по несколько раз в год. Вот и во вторник в Москве опять побывал премьер-министр Венгерской республики Виктор Орбан. Два предыдущих саммита можно списать на спортивный интерес: в августе прошлого года Путин открывал в Будапеште чемпионат мира по дзюдо (см. «НГ» от 29.08.17), а в июле на финал чемпионата мира по футболу приезжал венгерский премьер.
Хотя накануне встречи во вторник заявлялись многие возможные темы переговоров, по итогам осталась основная: в коротком сообщении без особых деталей по итогам встречи было заявлено, что стороны договорились о поставках российского газа на 2020 год, так как действующий договор истекает в 2019-м. При этом Орбан попросил Путина серьезно подумать о продлении «Турецкого потока» до Венгрии и дальше, а российский президент не исключил такой возможности.
Впрочем, «Газпром» и Венгрия подписали соглашение о поставках по «Турецкому потоку» еще в июле прошлого года, по крайней мере так сообщало венгерское агентство MTI со ссылкой на министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто.
Накануне саммита Сийярто рассказывал российским СМИ, что речь не идет об отдельном новом газопроводе: чтобы российский газ можно было из Турции поставлять в Венгрию через территории Болгарии и Сербии, нужно реализовать несколько национальных программ развития газотранспортных систем. Тогда при минимальных инвестициях в венгерскую инфраструктуру они смогли бы получать через нее до 6 млрд куб. м газа в год. Однако Сийярто отметил, что в Болгарии необходимая инфраструктура не будет готова ранее 2022 года, а Сербии нужно вложить «значительные средства», прежде чем она сможет получать газ из второй ветки «Турецкого потока».
Венгрия получает 60% необходимого ей газа из РФ. Как заявил 17 сентября Сийярто, венгры хотят купить у России в будущем году 4,3 млрд куб. м газа. Однако за несколько месяцев до нынешних переговоров в стране очень активно стали обсуждать альтернативные источники поставок. В начале сентября Сийярто заявлял, что помимо российского газа Будапешт хочет получать американский сжиженный газ через порт в Хорватии, а Орбан в феврале называл еще одним источником газа для своей страны месторождение Neptun Deep на черноморском шельфе соседней Румынии. По сообщениям СМИ, инициатива Венгрии, впрочем, как Румынии, Болгарии, Австрии и Словакии, по диверсификации источников энергоносителей была положительно встречена руководством США. Этот вопрос стал ключевым на восточноевропейском Саммите трех морей в Бухаресте 17 сентября, где участвовала Венгрия и которому направил приветственное письмо Дональд Трамп.
Обращает на себя внимание, что новый договор на поставку газа заключен пока только на 2020 год. Вероятно, долгосрочный не был подписан по нескольким причинам. Если Россия не будет финансировать строительство ответвления от «Турпотока» до Венгрии, то Балканские страны с такой задачей сами быстро не справятся. Сохраняется неопределенность и с украинской газотранспортной системой, по которой через Словакию приходит российский газ в Венгрию сейчас. Свою лепту вносят и оппозиционные Орбану партии в Венгрии, которые считают, что долгосрочный контракт с Россией заставляет венгерских потребителей получать российский газ очень дорого. «Орбан и Путин крадут деньги из кошелька венгерского народа за счет искусственно высоких цен на газ», – приводит венгерский ресурс hvg.hu слова члена президиума партии LPM Петера Унгара. По его словам, из-за долгосрочного контракта Венгрия платит в два раза больше мировых цен на газ.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович пояснил в связи с этим, что «мировых цен» на газ не существует в принципе. «Газовые рынки в отличие от рынков нефти находятся в сегментированном состоянии, поэтому цены в разных регионах мира могут быть совершенно разные», – сказал «НГ» Митрахович. Эксперт предлагает сравнивать соседние страны. «Цены для Венгрии никак не могут быть «в два раза выше» цен для Германии, например. Хотя крупный потребитель и участник совместных с Россией газотранспортных проектов может иметь более выгодную формулу в контракте, чем потребитель маленький либо конфликтующий с поставщиком. В случае с Венгрией особых конфликтов в этой сфере как раз нет, напротив, Венгрия выражает готовность и в дальнейшем получать российский газ через газопроводы, обходящие Украину. Это может быть путь как с севера (через «Северный поток–2» и далее до Баумгартена и потом в Венгрию), так и с юга, имея в виду различные проекты газопроводов, которые могут стать продолжением второй нитки «Турецкого потока», – говорит эксперт.
Впрочем, не газом единым. Заместитель главного редактора carnegie.ru Максим Саморуков считает, что частота встреч лидеров двух стран отражает проблемы с координацией в старых проектах. «Общее крупное дело сейчас одно – строительство двух новых блоков АЭС «Пакш» общей стоимостью 12 млрд евро. По соглашению 40% этих денег должно быть потрачено на оплату работ венгерских компаний. С прошлого года «Росатом» начал объявлять для венгров тендеры, в этом году среди желающих поучаствовать появились компании, связанные с друзьями детства Виктора Орбана», – пишет Саморуков.
Венгерская пресса, ссылаясь на представителей Сийярто, писала о том, что лидеры двух стран будут обсуждать совместные проекты по созданию в Венгрии мощностей по производству вертолетов и речных судов, открытию нового авиарейса между Будапештом и Казанью. Хотя по итогам встречи подробностей на эти темы не поступило, в пресс-службе Минпромторга России «НГ» вчера рассказали, о чем могла идти речь.
«Российские судостроители готовы предложить новейшие типы скоростных судов, а также проработать вопрос локализации их производства в Венгрии. Мы договорились, что в ближайшее время состоятся экспертные консультации по данному вопросу, – сказали в Минпромторге. – С венгерской стороной прорабатывается вопрос о сотрудничестве в сфере совместного производства гражданского вертолета. Специалистами ведется обсуждение возможных форматов сотрудничества, места организации производства, финансового обеспечения проекта. Кроме того, взаимный интерес представляет кооперация в области транспортного машиностроения».
Независимая газета. 18.09.2018